Осень. Рано темнеет. Приходишь вечером домой и первым делом задергиваешь шторы. Комната сразу наполняется уютом, покоем, защищенностью: ты «в домике». И пусть весь мир подождет! Эксперты так и говорят: шторы - один из важных элементов комфортной атмосферы в квартире.
Учись у опытных
Искусством создавать шторы на все случаи жизни обладает калужский дизайнер Екатерина Хованских. В этой сфере деятельности она работает уже 15 лет, восемь из них в качестве хозяйки собственной студии текстильного дизайна. Как определить успешность предпринимателя? По тому, сколько клиентов возвращается делать заказ повторно и сколько новых клиентов приходит по рекомендациям. У Екатерины с этим все в порядке: сарафанное радио делает свое дело идеально.
Но цифры доходчивее покажут востребованность в услугах этого мастера. Даже по приблизительным подсчетам почти 40 тысяч окон в Калуге зашторены эксклюзивными шторами дизайнера Хованских. И если все эти полотна (тюлевые и текстильные) выложить вдоль дороги, то получим расстояние от Калуги до Москвы и чуть дальше.
Но несмотря на всю предпринимательскую успешность, Хованских села за парту: стала прилежной ученицей образовательного проекта «Женское-неженское дело», который организовала Калужская торгово-промышленная палата. Зачем, если бизнес раскручен, доход стабилен?
- Когда ты учишься у других, прогресс роста значительно больше, - поясняет Екатерина. - На проекте я познакомилась с интересными людьми - калужскими женщинами-предпринимателями, у каждого свои наработки в бизнесе. Нельзя вариться в собственном соку, даже если твой бизнес успешно развивается. Мы не можем скопировать чужой опыт, но, увидев чью-то фишку в работе, переработаем этот прием и применим в своем деле.
Все занятия приносят пользу. Например, лекции о мерах господдержки предпринимателям. Когда крутишься один, ты не видишь ничего нового. Поэтому я считаю, что предпринимателям, которые хотят развиваться, обязательно нужен этот проект. Надеюсь, он и в следующим году продолжится и еще долгие годы будет существовать в ТПП.
А какие спикеры выступают перед нами на занятиях! Восхищена лекцией «Малобюджетный маркетинг», которую нам читала президент ТПП Виолетта Комиссарова. Речь о способах и инструментах продвижения компании или продукта на рынок услуг. Для меня все это стало таким открытием! Виолетта Ивановна в связи с этим упоминала книгу Эмиля Золя «Дамское счастье». Я теперь каждый вечер перед сном читаю это произведение и примериваю на свой личный магазин.
Уроки для новичков
Видимо, какие-то ценные приемчики Екатерина берет себе на заметку и применяет на практике. Свой бизнес она ведет вместе с мужем.
- Мое — это творчество и навести красоту, - скромно говорит Катя. - А мужа я называю: мой серый кардинал. Без него было бы тяжело. Повесить, снять, встретить машину, отгрузить товар и еще миллион дел - это все он. Когда Дима уезжает на рыбалку на десять дней, я просто не знаю, куда бежать в первую очередь. Это тот человек, который вдохновляет меня и подталкивает к творчеству. На 90 процентов заслуга мужа, что я всем этим занимаюсь.
Конечно, Екатерина преувеличивает: она равноценный партнер, который выполняет большую работу. Ведь это на ее умение создавать эксклюзивный продукт идут клиенты. Им нравится, как она из куска ткани делает произведение искусства, которое дарит настроение и уют в комнате. По профессии Хованских - дизайнер среды. Закончила Московский гуманитарно-экономический институт. Получив диплом в 2008 году, стала искать работу в Калуге. На тот момент вакансия была в одном из салонов по пошивке штор. Естественно, дизайну в этой сфере деятельности в институте не учили. Все азы пришлось осваивать самой и с помощью доброжелательных опытных коллег.
- И я влюбилась в эту работу, - говорит сейчас Екатерина.
Она быстро стала популярным и востребованным мастером среди клиентов. В 2014 году решила с мужем открыть свое дело. В предпринимательстве оба были неопытными (муж по первой профессии фельдшер, по второй - юридический психолог), поэтому становление бизнеса проходило не гладко. При покупке оборудования или материалов ушлые и непорядочные предприниматели обводили их вокруг пальца и наживались на новичках. Обворовывали и скрывались с инструментами даже свои сотрудники.
- Я на эти моменты смотрю с позиции: это тоже урок, - поясняет Катя. - Намного больше позитивного и положительного.

Взаимно полезны
Но теперь все позади, и у Хованских создано и работает вполне авторитетное предприятие, в которое помимо салона по пошиву штор входит еще и сборочный цех по изготовлению и монтажу всех видов жалюзи и карнизов (как говорит Катя, «свернем по вашему заказу хоть арочкой, эркером, хоть любой кракозяброй»). Цех — это конкурентное преимущество. Он дает возможность экспериментировать, а значит, выполнять эксклюзивные заказы. Цехом руководит муж Кати.
Главная фишка: здесь ремонтируют старые рулонные шторы и жалюзи, меняя ткань или ламели в случае, если механизм на них все еще отменно работает. Особенно это востребовано в бюджетных организациях и школах, ведь обновленная версия стоит гораздо дешевле, чем покупка новых штор. Для цеха это неприбыльно, хотя работа очень трудоемкая. Зато клиент, сохраняя свои деньги, идет именно к Хованским, а не в магазины.
- К своим заказчикам мы стараемся относиться как к своим близким, - рассказывает Екатерина. - А со временем они становятся хорошими знакомыми или даже друзьями. Мы друг друга поздравляем с праздниками, переписываемся в соцсетях. Та теплота, которую мы отдаем, нам же и возвращается. За время нашей работы мы обросли большими связями, имеем возможность помогать друг другу по разным вопросам.
Для тех, кто не читал Золя, поясню: перед «Дамским счастьем» писатель написал роман «Накипь», где один из персонажей женится на владелице магазина тканей и новинок. Обладая неуемной энергией и настоящим коммерческим гением, он выстраивает из заурядной мелкой лавки грандиозный флагман торговли — универсальный магазин «Дамское счастье». В следующем романе «Дамское счастье» рассказ идет о девушке из провинции, которая приехала в Париж и устроилась работать в магазин «Дамское счастье».
В произведении параллельно развиваются две основные линии: жизнь этой девушки в Париже и монументальное полотно конкуренции маленьких лавочек с огромными универсальными магазинами, которые начали развиваться и набирать громадную популярность. Умирание мелкой торговли «старого образца» из-за новейших коммерческих приемов больших магазинов, описание мельчайших деталей быта нового зарождающегося класса профессиональных продавцов, интриги внутри магазина, борьба за покупательниц, финансовые приемы...
Фото из личного архива Екатерины Хованских.

Газета
Прямая линия












