О том, что нельзя подходить к мазутным залежам, оставшимся на месте бывшего кирпичного завода, взрослые говорили детям не раз. Но любопытство и тяга к экспериментам перевесили наказы старших. До трагедии оставались секунды. Из тягучей мазутной трясины маленькую девочку достали, когда над поверхностью черной жижи была видна только ее голова.
Счёт шёл на секунды
12 апреля в шестом часу вечера девятилетняя Аня и ее сосед, семилетний Андрей, как обычно, вышли погулять на улице. Поначалу играли возле гаража дедушки мальчика, в то время как тот занимался мелким ремонтом своей «Нивы». Спустя некоторое время дедушка Андрея Анатолий Новиков ушел домой, а ребята решили покататься на велосипеде.От дома до мазутных резервуаров бывшего кирпичного завода рукой подать. Дети видели, что мазут, как болотная трясина, медленно затягивает в себя все, что попадает на поверхность. Решили Аня и Андрей покидать в него камешки.
Девочка подошла к краю и вдруг скатилась вниз. Пыталась выбраться самостоятельно, но ухватиться было не за что. Андрей хотел помочь, но быстро понял, что не сможет до нее дотянуться. Не растерявшись, сел на велосипед и как можно быстрее поехал за подмогой. Забежав домой, крикнул деду: «Аня в мазуте тонет!»
- Хорошо, что внук был на велосипеде и моя машина стояла около дома. Я тут же сел за руль и быстро оказался на месте, - вспоминает Анатолий.
Когда он подъехал к мазутному болоту, над поверхностью уже виднелась только голова 9-летней девочки. Из последних сил, тоненьким тихим голоском, она звала на помощь: «Помогите! Помогите!» Счет шел на секунды.
- Кое-как я до нее дотянулся одной рукой. Схватил за воротник куртки. Попытался вытащить, а никак не получается. Не хватает сил. Думаю: главное - держу и уже не дам ей утонуть. Потихоньку, по чуть-чуть дело пошло. Потом смог взяться уже двумя руками. Так и вытащил, - рассказывает спаситель девочки.
Мимо на машине проезжал мужчина. Увидев людей, перемазанных мазутом, он остановился. Анатолий Новиков попросил его вызвать скорую помощь.
После того как Аню вытащили, она не сразу осознала всю серьезность происшествия. Переживала лишь за то, что мама будет ругать за испорченные новые ботинки…
- Я была на работе, когда узнала о том, что случилось. Тут же примчалась на место. К этому времени здесь собралось много людей. С Ани уже сняли пропитанную мазутом одежду и завернули в одеяла и чью-то куртку. Скорая приехала минут через 25-30 после вызова. Переохлаждение не прошло бесследно. Сейчас дочь проходит лечение, - говорит мама Ани Юлия ЛЕСНИКОВА.
Отголосок прошлого
Кирпичный завод в микрорайоне Узловые долгие годы был старейшим предприятием Сухиничского района. Он работал еще до революции - выпускал тогда небольшое количество кирпича и кровельной черепицы. В годы второй пятилетки завод реконструировали и расширили, его годовая производительность была доведена до четырех миллионов штук кирпича. В послевоенный период растущие потребности района в строительном материале потребовали новой реконструкции, которая была завершена в середине семидесятых годов. Позже на месте старого кирпичного завода выросло новое предприятие, где все процессы - от добычи и поставки глины из карьера до загрузки и выгрузки обжигательных печей - были полностью механизированы.В 90-е годы после аварии на производстве предприятие закрылось. Со временем цеха стали разрушаться. Сейчас на месте завода остались лишь высокие трубы котельных и тонны мазута под землей.
- На территории бывшего завода осталось очень много открытых колодцев. Практически все они заполнены мазутом. Мазут вытекает на поверхность земли, осел на дне большого пруда, а еще есть маленький пруд, полностью заполненный мазутом.
А что тут творится летом! При нагревании на солнце мазут начинает сильно пахнуть. О свежем воздухе у нас и речи нет. А если кто-то поджигает траву на поле и огонь доходит до луж мазута, то копоть стоит такая, что стены дома чернеют.
Мы уже много раз обращались с жалобами в районную администрацию. Просили принять какие-то меры. Но в ответ нам говорили, что земля находится в частном владении и администрация не имеет права проводить здесь какие-либо работы, - рассказывает Юлия Лесникова.
Кто в ответе?
Через пару дней после происшествия к мазутной луже приехал экскаватор. Резервуар, в котором чуть не утонула девочка, засыпали землей. Но, несмотря на это, мазут вновь нашел выход и течет из земли, как горная река.Анатолий Новиков уверен, что вскоре насыпанная земля уйдет вниз, а весь мазут вновь окажется на поверхности.

- Нашим детям негде играть. Сколько раз мы просили поставить хотя бы песочницу… Спасибо, что в прошлом году нам сделали дорогу и освещение, а то раньше и этого не было.
До ближайшей благоустроенной детской площадки больше километра. И дорога проходит мимо территории завода. Ни забора, ни предупреждающих знаков. Ничего. Очень надеемся, что власти все же обратят внимание на ситуацию с мазутом. Говорят, его здесь около 60 тонн разлито. С этим нужно что-то делать, - не теряет надежды на решение тридцатилетней проблемы Юлия Лесникова.

Со времен существования кирпичного завода ничем не закрытые резервуары с мазутом находились в свободном доступе и возле дороги, ведущей в деревню Белилово. По словам местных жителей, глубина емкостей с опасной жижей составляет от трех до пяти метров. Сколько домашних и диких животных здесь утонуло, и не сосчитать.
Екатерина ТАБАШНИКОВА.
Фото автора/

Газета
Прямая линия












