5 декабря, Пятница
Газета Газета
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 05.12.2025, 13:57
В день добровольца активисты «Молодой Гвардии» и «Волонтерской Роты» организовали флешмоб
В день добровольца активисты «Молодой Гвардии» и «Волонтерской Роты» организовали флешмоб
Криминал 05.12.2025, 13:26
Жителю Малоярославца грозит до шести лет тюрьмы за ряд краж из частных домов
Жителю Малоярославца грозит до шести лет тюрьмы за ряд краж из частных домов
Экономика 05.12.2025, 13:21
В Калужской области за неделю подешевели конфеты
В Калужской области за неделю подешевели конфеты
Спорт 05.12.2025, 12:47
В Калуге завершился первый Всероссийский «Кубок Защитников Отечества» по волейболу сидя
В Калуге завершился первый Всероссийский «Кубок Защитников Отечества» по волейболу сидя
Спорт 05.12.2025, 12:45
Хоккейный клуб «Калуга» уступил в матче череповецкому «Металлургу»
Хоккейный клуб «Калуга» уступил в матче череповецкому «Металлургу»
Общество 05.12.2025, 12:16
Владислав Шапша на российско-индийском форуме представил опыт Калужской области в формировании кластера фармацевтики
Владислав Шапша на российско-индийском форуме представил опыт Калужской области в формировании кластера фармацевтики
Общество 05.12.2025, 11:45
В Санкт-Петербурге наградили победителей и призеров финала чемпионата «Профессионалы»
В Санкт-Петербурге наградили победителей и призеров финала чемпионата «Профессионалы»
Общество 05.12.2025, 11:14
Военные комиссариаты Калужской области проводят набор кандидатов для поступления в вузы Минобороны России
Военные комиссариаты Калужской области проводят набор кандидатов для поступления в вузы Минобороны России
Общество 05.12.2025, 11:01
В Калужской области будут выпускать компоненты лекарств от онкологии
В Калужской области будут выпускать компоненты лекарств от онкологии
Общество 05.12.2025, 10:39
В селе Малоярославецкого округа капитально отремонтировали теплоизоляцию участковых теплосетей
В селе Малоярославецкого округа капитально отремонтировали теплоизоляцию участковых теплосетей
Общество 05.12.2025, 10:36
Калужских учеников школы №27 переведут учиться в другие учебные заведения
Калужских учеников школы №27 переведут учиться в другие учебные заведения
Общество 05.12.2025, 10:08
Калужский Роспотребнадзор призвал родителей проверять состав сладких новогодних подарков
Калужский Роспотребнадзор призвал родителей проверять состав сладких новогодних подарков
Общество 05.12.2025, 09:38
В Калуге запустили новый льготный автобус
В Калуге запустили новый льготный автобус
Общество 05.12.2025, 08:47
В Калуге стартует бесплатный марафон психологии «Вместе теплее»
В Калуге стартует бесплатный марафон психологии «Вместе теплее»

Чтобы совершить подвиг, нужно быть человеком

Общество 06.11.2025, 14:48

Боярыня Морозова вернулась в Боровск

Наша газета уже сообщала о том, что в конце октября в Боровске был установлен памятник боярыне Морозовой. 2 ноября 1675 года она приняла здесь мученическую кончину. 350-летие события - повод вспомнить об этом трагическом персонаже отечественной истории.


Реальный эпизод


При словах «боярыня Морозова» вспоминается известная картина Василия Сурикова: засыпанные метелью крыши московской улицы, шумящая толпа, две борозды в снегу… В центре саней женщина в черном. «Она подняла руку, отягченную цепями, и показывает толпе, за что она умирает… Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что он считает истиной. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, поднимают душу». Так писал о главном образе картины Владимир Короленко, когда увидел ее на передвижной выставке в 1887 году.
На картине Сурикова реальный эпизод. В ночь на 16 ноября 1671 года Морозова вместе с сестрой, княгиней Евдокией Урусовой, была взята под стражу. Не признавая церковной реформы, они категорически отказались причащаться по служебникам новой печати. Морозову отправили на подворье Псково-Печерского монастыря, которое тогда находилось на московском Арбате. Дорога шла мимо Чудова монастыря. Надеясь, что ее увидит царь, Морозова демонстративно подняла правую руку…
Стоило ли так фанатично держаться за обрядовые мелочи? Но эти «мелочи» были выражением приверженности прежнему укладу церковных и государственных взаимоотношений, символом вероисповедной свободы. Во-вторых, нельзя говорить о «фанатизме» применительно к тем временам. Как отмечал историк русской средневековой литературы академик Александр Панченко, древнерусский человек жил и мыслил в рамках религиозного сознания; были люди истово верующие, были те, кто «не холоден и не горяч», были еретики, но не было атеистов, следовательно, и фанатизм выглядел иначе. Если мы отыщем за Морозовой какие-то человеческие слабости, это в ее пользу: чтобы совершить подвиг, прежде всего нужно быть человеком.


От дворца до тюрьмы


24 октября в музейно-краеведческом комплексе «Стольный город Боровск» открылась выставка «Подвиг веры». Здесь представлены памятники старообрядческой книжности и материалы, отражающие память об узницах. Тогда же и в том же месте приступила к работе уже пятнадцатая по счету научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность». Ее проведение началось в 1990-х по инициативе директора Боровского историко-краеведческого музея Виктора Осипова. Со временем конференция обрела статус международной. Сегодня она неразрывно связана с именем своего основателя. Ее неофициально окрестили «Осиповскими чтениями».
Остановлюсь на одном докладе. Сотрудники Российского государственного архива древних актов Наталья Болотина и Екатерина Евдокимова представили неизвестные ранее документы о жизни Морозовой при царском дворе. В исторических работах они не использовались. В 1653–1669 годах имя Морозовой постоянно значится в так называемых «зовах» во дворец по случаю торжеств. В делопроизводственных источниках тех лет фиксировались имена знатных женщин, которым посылались от царского стола пироги. Поводом служили именины царя, царицы, их дочерей, сестер Алексея Михайловича.
Молодая вдова Феодосия Морозова не утратила положения родственницы царской семьи с кончиной отца и мужа. Согласно документам Оружейной палаты, в 1665 году именинные пироги ей посылались десять раз. В том же году, когда у Алексея Михайловича родился сын, она была приглашена «к родильному и крестильному столу». Со своей стороны Морозова преподнесла для новорожденного подарки: крест «с мощми», «кубок серебрен золочен, да бархат, сорок соболей». Ее конфликт с царем следует поэтому отсчитывать с чуть более позднего времени. Документы Поместного приказа не подтверждают широкую конфискацию земель Морозовых в 1665 году (после встречи боярыни в 1664-м с протопопом Аввакумом). Она начинается в январе 1666-го. Причиной принято считать приверженность Морозовой «расколу». Вотчины были отписаны на царя. При этом он продолжал присылать Морозовой именинные пироги, однако на Пасху отказал в посещении царского дворца. К осени, кажется, боярыня была прощена. Ее снова зовут на крестины (у Алексея Михайловича родился сын Иоанн), Морозова преподносит для младенца подарки. Земли ей возвращены.
Следующий виток конфликта совпадает со смертью царицы Марьи Ильиничны и вторым браком царя. Морозова отказалась прийти на свадьбу. Этот вызов усугубила прямая поддержка ею противников церковной реформы. Отныне имя боярыни исчезает из документов.
В конце 1673 или начале 1674 года царь приказал направить Морозову и других узниц в Боровск. После того как их тайно навестили близкие, у женщин отобрали иконы и книги. В конце июня 1675 года по распоряжению дьяка Стрелецкого приказа Кузмищева в городе были сожжены 14 человек, среди которых слуга Морозовой Иван и ее соузница инокиня Иустина. В остроге вырыли или, как тогда говорилось, «учинили», земляную тюрьму, куда перевели саму Морозову, Урусову, а после смерти последней их единомышленницу Марию Данилову. Охране запретили давать им под страхом смертной казни пищу и питьё. Одна из самых знатных и богатых женщин России умерла от голода в ночь на 2 ноября.
Отныне и навсегда Боровск связан с ее именем. На том месте, где когда-то располагалась земляная тюрьма, сегодня стоит часовня. Новый памятник на площади Протопопа Аввакума – одновременно дань памяти и своеобразное возвращение в город.


На открытии памятника боярыне Морозовой в Боровске.


Мальчик на картине


350-летие со дня гибели Морозовой – событие, которое выходит за узко конфессиональные рамки. Картина Василия Сурикова полна самыми разными смыслами: сани, увозящие боярыню, и борозда в снегу за ними делят отныне русский народ надвое… Но сегодня – удивительно! – имя «раскольницы» объединило самых разных людей. Видимо, потому что в наши дни особенно остро встает вопрос о человеческой личности и тех ценностях, которым мы служим.
Был такой советский писатель Елизар Мальцев. На излете 80-х у него вышел роман «Белые гуси на белом снегу». Там герой глядит на репродукцию картины «Боярыня Морозова» из популярного тогда журнала «Огонек» и обращает внимание на мальчишку, бегущего за дровнями. Вдруг ему кажется, что это он сам помчался куда-то в прошлое, которое увозят от него в неизвестность, чтобы отыскать след своего старинного рода. Герой вдруг осознаёт, сколь значима для человека родовая память. Она нераздельно вмещает в себя не только личную историю с её оценкой, но всю историю народа…
Каждый должен ощутить себя таким мальчишкой, бегущим за Историей.

Церковный раскол в России в XVII веке – отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковную реформу патриарха Никона. Противников реформы стали называть старообрядцами. Реформа Никона, поддержанная царем Алексеем Михайловичем, была направлена на унификацию церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными греческими канонами. Многие церковники восприняли новшества негативно.
Крупнейшим представителем раннего старообрядчества и первым противником никоновской реформы стал протопоп Аввакум Петров. В 1666 году он был расстрижен и заточен в Свято-Пафнутьев Боровском монастыре, где пробыл около года. В 1667 году Аввакума привезли в Москву, где он в очередной раз отказался отречься от своих убеждений. За что был наказан кнутом и сослан в Пустозерск на Печоре. 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме. Но и там Аввакум продолжал свою проповедь, за что был сожжен заживо.
Феодосия Прокофьевна Морозова (в иночестве Феодора) – дочь окольничего Прокофия Соковнина. Вышла замуж за царедворца Глеба Морозова, родственника правящей семьи Романовых. Была противницей реформы Никона, тесно общалась с Аввакумом.
В конце 1674 года боярыня Морозова, ее сестра Евдокия Урусова и их сподвижница Мария Данилова подверглись пыткам на дыбе. От костра их спасло заступничество бояр, возмущенных возможностью казни представительницы одного из высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Ирина Михайловна.
По распоряжению Алексея Михайловича женщины были высланы в Боровск, где их заточили в земляную тюрьму в городском остроге. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от истощения. Феодосия Морозова также умерла от голода, попросив перед смертью тюремщика выстирать в реке свою рубаху, чтобы отойти в мир иной в чистом. 


Виктор БОЧЕНКОВ.
Фото rpsc.ru
Новости по теме
В день добровольца активисты «Молодой Гвардии» и «Волонтерской Роты» организовали флешмоб

В день добровольца активисты «Молодой Гвардии» и «Волонтерской Роты» организовали флешмоб

В Калужской области за неделю подешевели конфеты

В Калужской области за неделю подешевели конфеты

В Калуге завершился первый Всероссийский «Кубок Защитников Отечества» по волейболу сидя

В Калуге завершился первый Всероссийский «Кубок Защитников Отечества» по волейболу сидя

Хоккейный клуб «Калуга» уступил в матче череповецкому «Металлургу»

Хоккейный клуб «Калуга» уступил в матче череповецкому «Металлургу»

Яндекс.Метрика