Оранжевые, синие и зеленые контейнеры появились на площадках для сбора отходов несколько лет назад, что обрадовало многих жителей области. Правда, вызвало и много вопросов. Что можно и что нельзя отправлять в эти контейнеры? Почему они редко вывозятся, а где-то и вовсе пропадают? А кто-то, заметив однажды, что мусор из всех баков забрала одна машина, и вовсе перестает видеть в разделении смысл.
Без выходных и праздников
То, что отходы даже из общих баков проходят сортировку, доказывают несколько громких и, к сожалению, страшных случаев: три года назад в Калуге во время сортировки нашли тело младенца, и подобных случаев по стране было несколько.Мы же лично познакомились с тем, как работает сортировочный комплекс, расположенный в калужском Турынине: туда отправляются мусор из контейне-
ров Калуги и нескольких близлежащих районов области, а также промышленные отходы с местных предприятий.
Завод работает круглосуточно, без выходных и праздников. Тем более что именно на праздниках отходов становится больше.
– К нам поступает порядка 160 тыс. тонн отходов в год, – рассказывает генеральный директор Калужского завода по производству альтернативного топлива Вадим УСЕНКО, который провел для нас экскурсию по предприятию, показав все этапы сортировки. – Каждая машина при въезде останавливается на весах. Помимо взвешивания проводится радиологический контроль, считывается и соотносится с базой данных номер автомобиля: по нему мы узнаем, откуда прибыла машина.
Мусор разгружается на специальную площадку, откуда он подается вверх, на сортировочную линию. Лента движется мимо рабочих, каждый из которых должен заметить и забрать с ленты «свою» фракцию: у одного это ПЭТ и жестяные банки, у другого – флаконы из-под бытовой химии и стекло. Фракции отправляются в отверстия рядом с работниками и падают вниз, откуда их забирают на прессовку, когда лента останавливается. Заметим, что это извлекают из обычного не сортированного мусора.
Белые машинки с синей полосой, собравшие разделенные отходы из оранжевых контейнеров, разгружаются на другой площадке. Эти отходы сортируются в перерывах – разобрать по фракциям сухой мусор куда легче и быстрее.
– В конце смены эти фракции отправляются на пресс, где превращаются в брикеты–«кипы» и поступают на склад вторичного сырья, – объясняет директор.
Цветные кубики
Именно так выглядят фракции после прессовки перед отправкой на перерабатывающие предприятия: большие «кубики» пэт-бутылок, флаконов…– В процессе сортировки мы выделяем около тридцати видов полезного сырья: разного рода стекло, разные виды пластиков, металлов, пленок, – говорит Вадим Усенко.
Что нас особенно удивило: есть «кубики» даже с бутылками из-под подсолнечного масла и тетра-пака – эта многокомпонентная фракция перерабатывается очень тяжело, и раньше на нее сложно было найти покупателей. Да и ценится такое вторсырье недорого.
– Мы это делаем из соображений экологической ответственности: его слишком много, – поясняет директор.
Еще одна необычная фракция – пластиковый лом разного происхождения: от игрушек, настольных контейнеров и пр.
– Его тоже очень много, и мы решили попробовать собирать и находить покупателя, – поясняет Вадим Васильевич. – У нас получилось: из этого делают пластиковые гранулы, которые добавляются при изготовлении некоторых строительных материалов – например, пескопластика.
Отдельно на складе рабочие разделяют провода, извлекают из них металл. Два местных кота охраняют коробку со старыми сковородками, которые также отправятся в переработку.
Перемелется – RDF будет
На большинстве сортировочных комплексов склад вторичного сырья является конечным этапом: остальной мусор, который именуют «хвосты», отправляется на полигон. А вот на КЗПАТ часть «хвостов» превращается в RDF – альтернативное топливо для завода «Цементум», который известен калужанам под старым названием «Лафарж».Но не весь оставшийся мусор этого достоин, только легкий, некрупный, без металла и примесей. Топливом могут стать почти любые сухие отходы, не содержащие хлора и ПВХ, остатки пищевых контейнеров и пр. А также, щепа, в которую перемалываются деревья после санитарной вырубки, или мебель. Как это происходит, мы тоже смогли увидеть.
– В отличие от мусоросжигающих заводов, где остается большое количество вредного шлака, альтернативное топливо сгорает бесследно, позволяя экономить газ, использовать выделяемое тепло и золу на производстве, – объясняет Вадим Васильевич. – Поэтому наша коалиция с «Цементумом», который находится совсем недалеко, очень выгодна природе.
К сожалению, заводов по производству RDF в России совсем мало. И даже после такой сортировки на полигон в Михали с калужского завода альтернативного топлива отправляется около 80 % отходов, те самые «хвосты».
Сухой – направо, мокрый – налево
Этот принцип предложили в ходе реформы жителям России, установив контейнеры под сухой мусор. В целом идея разумна – установив в одном из кухонных ящиков вместо одного круглого ведра два прямоугольных, вы легко выполните эту задачу. Ну а на вопрос, что же считать «сухим», после посещения КЗПАТ мы можем с уверенностью ответить: любые сухие и чистые отходы. Даже если их не окажется в списке тех, что отправляются на переработку, они превратятся в RDF и послужат на производстве цемента. Что вряд ли произойдет, если они смешаются с пищевыми отходами и другой грязью.Проблемы при вывозе и сортировке действительно есть, и многие из них жители видят. Это и нехватка контейнеров для сухого мусора, и безответственность самих граждан, и нерегулярный вывоз, после которого контейнеры для сухого мусора оказываются заполнены всем подряд. Представители регионального оператора и завода по производству RDF видят свои проблемы: острая нехватка рабочей силы и средств, которые помогли бы эти силы привлечь.
Но как ни крути – Земля у нас одна. И чтобы она не превратилась в свалку, требуются и сознательность граждан, и поддержка государственных структур.

А как у вас?
Этот вопрос мы задали нашим районным собкорам, попросив узнать, есть ли в районе экобоксы для сбора опасных отходов – батареек и люминисцентных ламп и специальные баки для «сухих» отходов.Вот такая картина получилась.
Примером могут служить СУХИНИЧИ, где экобокс установлен в здании районной администрации и на каждой контейнерной площадке имеется оранжевый контейнер для сбора сухих отходов. По словам корреспондентов, местные жители ответственно относятся к разделению.
МЕДЫНЬ, ЖИЗДРИНСКИЙ и ЮХНОВСКИЙ районы: раздельного сбора мусора нет, экобоксы не установлены.
ЛЮДИНОВО: в прошлом году поставили один оранжевый контейнер, который потом исчез.
МОСАЛЬСК: экобоксов нет. Желтые контейнеры есть, но туда несут все.
ПЕРЕМЫШЛЬ: экобокс находится в здании МУП «Перемышльтепло». На территории райцентра есть несколько контейнерных площадок для раздельного сбора мусора, только не все жители пользуются ими правильно.
КУЙБЫШЕВСКИЙ район: есть контейнеры для раздельного сбора бытовых отходов и два экобокса. «Эффективность раздельного сбора мусора на площадках – большой вопрос. А вот батарейки у нас несут охотно.

Корреспонденты из ФЕРЗИКОВА, СПАС-ДЕМЕНСКА и ХВАСТОВИЧЕЙ написали об экобоксах, которыми жители активно пользуются.
В ТАРУСЕ, на территории городской администрации, установлен контейнер для сбора стекла. Еще два таких же контейнера стоят на территориях МУП «Тарусское коммунальное предприятие» и СКБ КП ИКИ РАН.
Но самое интересное – куда потом отправляется это стекло: его забирает руководитель витражной мастерской «Гутарня» Виталий Ким, волонтер и экоактивист. Часть вывозит на стеклоперерабатывающий завод, а часть превращает в чудесные витражные украшения – такой вот чудесный пример частно-муниципального партнерства.

А вот контейнеры для раздельного сбора, по словам горожан, на площадках отсутствуют.
Контейнеры для сухих отходов в Калуге и в Обнинске найти не проблема. В Калуге они оранжевые, в наукограде – зеленые.
Зато найти экобоксы в Калуге оказалось делом непростым. Впрочем, к теме опасных отходов мы планируем обратиться отдельно в одной из следующих публикаций.
тонн твердых коммунальных отходов, каждый год — на 3 % больше. Перерабатывается всего 5-7 % мусора, остальное захоранивается.
«Трекер «100 дней без покупок», «Аскеза на 4 месяца без покупок» – судя по сегодняшним интернет-трендам, даже молодежь устала от обилия вещей, неразумного потребления и рекламных лозунгов: «Вы этого достойны!»
На пике популярности книги и каналы по расхламлению, все больше людей стремятся к разумному потреблению и минимализму, более того – это входит в моду.
Движение за разумное потребление началось давно. Уже много лет в Калуге, за кинотеатром «Центральный», функционирует экорезиденция «Зеленый центр», создатели которой на добровольной основе обучают грамотному разделению, организуют сбор и сдачу различных фракций, а также тематические дни, когда желающие могут обменяться товарами для рукоделия, книгами и пр
То, что не перерабатывается, становится сырьем для альтернативного топлива, на котором работают многие предприятия за рубежом. Поэтому сегодня в Европе сухой мусор является ходовым товаром.
Наталья ЛУГОВАЯ
Фото автора,
Юрия КРИВЧЕНКОВА
и из архива Виталия Кима