В феврале этого года калужский СОБР отметил 30-летие. Александр Попов, один из первых командиров отряда, рассказал, как все начиналось.
Служба. Начало
Начало 90-х ознаменовалось в России взрывом роста организованной преступности. Поэтому созданные в 1988 году отделы по борьбе с оргпреступностью были преобразованы в отдельные управления.
Александр Попов поступил работать в калужский РУБОП оперативником СОБРа. Он был кандидатом в мастера спорта по силовому троеборью, имел первый разряд по самбо, черный пояс по дзюдо. К тому же истфак считался факультетом, на котором дают не только хорошее базовое образование, но и серьезное патриотическое воспитание.
– Мне присвоили лейтенанта. Правда родителям, чтобы не волновались, сказал, что устроился инспектором в детскую комнату милиции. Педагогом. Сразу еще один казус: личное оружие – пистолет Макарова – мне выдать не могли – не прошел подготовку и соответственный инструктаж. Но без оружия в СОБРе – как? Выдали армейский «Стечкин» – машинка убойная, но очень тяжелая! Орехи им хорошо колоть!
В первый же день работы послали с товарищем в засаду на рэкетиров: двое суток сидели во дворе скрытно, потом в квартире. Дождались, повязали. Рэкет тогда был самой «модной темой» среди бандитов.
Первое столкновение с террористами
– Лето было, отпуск. Вдруг вызывают, приказ: пакуемся по полной и на аэродром в Ермолино. Вскоре оказались в Буденовске.
14 июня 1995 года террористы захватили там больницу. Начался штурм. Калужской группе было приказано захватить травматологию, второй этаж.
– Мы пошли. Навстречу нам бегут больные в пижамах… Моего зама задело. Бандиты, огрызаясь огнем, отступили и сосредоточились в родильном корпусе. Женщин-рожениц в окна выставили в рубашках, между ногами – пулеметы. Приказ: атаку прекратить. Сидим сутки, вторые. Краем уха слышим – начались переговоры... Ситуация изменилась. Договорились: боевики не трогают заложниц, грузятся в автобусы. С ними едут журналисты и либеральные нардепы Госдумы, с ними и депутат Ковалев, эта купленная Западом гнида!
Спецназовцы, в том числе и группа Александра Попова, погрузились в вертолеты, взлетели, высадились на границе Чечни и стали ждать. Но приказ так и не поступил. Все силовики подчинялись только президенту Ельцину. А он был в Галифаксе. «Сидел там «шестеркой» у «семерки», – как выразился тогда лидер коммунистов Геннадий Зюганов.
«Вымпел»
– В моем личном деле было записано знание английского языка. А тогда формировалась первая миссия ООН в Боснии. Нас с Юрой Чесноковым послали в Москву на экзамены по английскому. Сдали. Мне предложили: или в Боснию, или в «Вымпел». Я выбрал «Вымпел».
Это такая же легендарная группа КГБ-ФСБ, как и «Альфа». Задачи: захват командных пунктов противника, ракетных установок, штабов. Изучение всех видов оружия. Наверное, там бы Александр и остался. Но когда приехал в Калугу за вещами, узнал, что в наш СОБР набрали много молодых, им предстояла первая командировка на войну. Бросить ребят он не мог. Поехал старшим группы.
Северный Кавказ
Всего было шесть командировок. Первые не длинные – по 45 суток; потом по три месяца. Все командировки однообразны – бои, зачистки, перестрелки.
– Но вспоминается не это… Мы кролика поймали, на костре жарим, голодные как волки… И тут по нам миномет «духов» начал работать – сначала почти вслепую, потом все ближе, ближе… Прибегает боец, запаленный: «Вы тут сидите, жрете, а там – война!» Ну да, «война и немцы». Пришлось выдвинуться, подавить огонь «духов». Вернулись: костер миной разметало, а кролика нашего псы съели.
Корреспондент
– Помню, корреспондента нам из Ханкалы прислали, Михаила Тырина – он тогда в пресс-службе Калужского УВД работал. Одет был в зимнюю форму, а мы на него сверху еще «кирасу» надели – самый тяжелый и надежный броник. А то подстрелят журналиста – с нас спросят! Если честно, передвигаться тогда ночью небезопасно было. Поехали засаду снимать. Все прошло штатно, без происшествий. Миша потом статью написал и закончил эффектно: «На прикладе снайперской винтовки появилась новая насечка». Типа – убили мы врага лютого. Но наш начальник оружейки, как прочел, наехал: «Я вам дам насечки! Я вам винтовку новехонькую выдал, а вы там…» Мы успокоили: дескать, вольный полет фантазии журналиста. Да и насечку на пластиковом прикладе сделать невозможно. А журналист Михаил Тырин писателем стал. Фантастом. Талант уже тогда пробивался!
Своих Александр учил строго:
– Парни, любой выход за расположение части – это боевая операция. Там вас могут убить в любой момент. В 1995-м Грозный пустой был, но вскоре, в 1996-м, город наполнился. Калужане уехали в феврале – командировка закончилась. Повезло. Ведь стояли в школе, она двухэтажная, вокруг многоэтажки, с них «духам» удобно по русским работать было. Все приходит с опытом. Или с кровью - по чужой глупости или скудоумию.
Калужские бандиты
– В Калуге мы тоже не сидели без дела. Но вспоминаются больше случаи комичные. Был один банк, который задолжал московским бандитам что-то. Те выставили претензии и выехали на разборку. Сели в кабинете заведующего: он сам, мы двое с товарищем – типа здешняя братва и «крыша». Приоделись, собрали по всей управе перстни, «голды» (массивные золотые цепи на шею) из конфискованных у бандитов, часы. Ждем. Брать московских с поличным должна была калужская «Альфа».
Приезжают «злодеи». Заходят двое: таких «шкафов» я вообще не видел – в одном килограммов сто пятьдесят, в другом поболее. И сели они в кресла попросторнее, у двери. Ведем разговор, в смысле – «базар держим», пока все что нужно не записалось на пленку и статья «Рэкет» не стала явной. Дали сигнал: «Альфа» пошла! И – уперлась в спину одного из бандитов: он у самой двери сидел, огромен, не сдвинуть. Они с той стороны рвутся, дверь дергается, но не открывается – видна только рука в амуниции. Бандиты сами не поняли – кто, что? Пришлось, пользуясь моментом растерянности, нам самим их «паковать». А кто сказал, что будет легко?
Ну а с 2001 года я был направлен миротворцем в Косово. Это уже другая история.
Александр Попов возглавил калужский СОБР в 1995 году и в 1999-м стал самым молодым подполковником УВД области. Награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», медалью «За отвагу», многими ведомственными наградами МВД, золотой медалью ООН «За службу миру».
Фото из архива Александра Попова.