О том, чего удалось достигнуть за этот срок, мы побеседовали с руководителем Управления Росреестра по Калужской области Марией Демьяненко.
– Мария Владимировна, в последние годы система регистрации прав на недвижимость претерпела серьезные изменения. Какие из них вы бы отметили в первую очередь?– На этапе становления системы регистрации недвижимости ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось на бумажном носителе, разделы реестра заполнялись государственными регистраторами от руки.
После образования Росреестра началась работа по созданию электронной регистрации, электронного документооборота, по организации предоставления государственных услуг в режиме «одного окна».
С 2017 года в Росреестр передали полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета. Появилось такое понятие, как «единая процедура», то есть одновременное осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также возможность подавать документы на государственную регистрацию в любом субъекте Российской Федерации.
С 2020 года по всей стране заработала единая Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, объединившая данные Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав.
Хотелось бы также отметить значительное сокращение сроков учетно-регистрационных действий. Сейчас они занимают от одного до пяти дней, в то время как на начальном этапе срок государственной регистрации составлял месяц! В существующих реалиях это кажется невероятным.
– Как эти изменения отразились на ваших клиентах?
– Один из законов Вселенной Росреестра гласит: «За каждым регистратором – судьба человека!» В своей работе мы системно повышаем качество услуг.
Значительные улучшения претерпела процедура приема документов на осуществление учетно-регистрационных действий. Раньше подать документы можно было только в учреждении Росреестра, но с 2016 года все функции по приему документов на госуслуги ведомства были переданы в многофункциональные центры, что сразу повысило их доступность.
С 29 июня 2022 года Росреестр и центры «Мои документы» перешли на безбумажный документооборот при предоставлении государственных услуг в рамках проекта Росреестра «Стоп – бумага». Документы на осуществление государственного кадастрового учета и регистрацию прав, полученные от заявителя, сразу переводятся в электронный вид, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью работника МФЦ и направляются в Росреестр в электронном виде.
Благодаря проекту Росреестра «Стоп – бумага», реализованному на всей территории Российский Федерации, упростился процесс передачи документов, принятых в МФЦ, сократились сроки предоставления услуг.
В апреле 2021 года во всех регионах страны заработал механизм подачи документов по экстерриториальному принципу через МФЦ. Экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра – это возможность обращаться за государственной регистрацией прав и постановкой на государственный кадастровый учет независимо от места расположения объекта недвижимости.
Эта услуга пользуется популярностью. На 1 декабря текущего года на обработку по экстерриториальному принципу из других регионов в наше управление поступило более 11 тысяч заявлений, это в полтора раза больше аналогичного периода прошлого года. Непосредственно в Калужской области по экстерриториальному принципу было подано 540 заявлений, что почти на 12 % превышает аналогичный показатель предыдущего года.
– Как обеспечиваете защиту информации о недвижимости и имущественных правах?
– Сегодня имущественные права граждан и юридических лиц надежно защищены путем их признания государством в лице Росреестра. В Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости предусмотрено резервное копирование информации на всех уровнях, благодаря чему устраняются риски потери, искажения или недоступности информации.
Доступ к системе сотрудников ведомства строго регламентирован: во всех субъектах РФ есть определенное количество государственных регистраторов, доступ каждого из которых персонифицирован, в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Это позволяет контролировать процесс работы в системе на каждом из этапов и допускать только легитимных пользователей.
Средства идентификации и контроля доступа в сочетании с непрерывным мониторингом данных гарантируют безопасность. Для защиты собственности рекомендуем внести информацию об адресе электронной почты в ЕГРН. В этом случае правообладатель может оперативно получать из Росреестра информацию о любых действиях с его недвижимостью.
Еще один способ защиты своей недвижимости – подача заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие объекты недвижимости без вашего личного участия. В ЕГРН будет внесена соответствующая запись, и документы, поданные без личного участия собственника (например, по доверенности), рассматриваться не будут.
С начала марта 2023 года внесены значимые изменения в порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости, направленные на защиту персональных данных. Из публичного поля ЕГРН выведены персональные данные наших граждан: сведения с данными о фамилии, имени, отчестве и дате рождения собственника не включаются в общедоступную выписку из ЕГРН. Выписку с данными о правообладателе можно получить только с разрешения самого правообладателя.
Однако владелец недвижимости может открыть свои личные данные, к примеру, потенциальным покупателям. Для этого ему нужно написать заявление о раскрытии сведений о персональных данных в МФЦ, на сайте Росреестра или через портал Госуслуг.
СПРАВКА
В 2008 году указом президента Российской Федерации была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая объединила в себе три ранее независимых друг от друга ведомства: Федеральную регистрационную службу, Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Росреестр занимается государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организацией единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, предоставляет ряд других государственных услуг, а также осуществляет контрольно-надзорные функции, среди которых земельный и геодезический надзор, контроль за деятельностью саморегулируемых организаций и другие.
С 2020 года Росреестр подведомственен правительству Российской Федерации.
В 2008 году указом президента Российской Федерации была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая объединила в себе три ранее независимых друг от друга ведомства: Федеральную регистрационную службу, Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Росреестр занимается государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организацией единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, предоставляет ряд других государственных услуг, а также осуществляет контрольно-надзорные функции, среди которых земельный и геодезический надзор, контроль за деятельностью саморегулируемых организаций и другие.
С 2020 года Росреестр подведомственен правительству Российской Федерации.
Беседовал Алексей ГОРЮНОВ.