Одним из знаковых событий XVII века стал раскол православной церкви. Именно в Боровске судьба уготовила провести последние дни и упокоиться с миром знаменитым адептам старообрядчества — боярыне Феодосии Морозовой и ее родной сестре княгине Евдокии Урусовой. Журналист «КГВ» отправился в древний город, чтобы узнать, как хранится о них память.
Голос прошлого
В солнечный октябрьский день городок приветствовал нас колокольным перезвоном. Словно голос из далекого прошлого.Нашим гидом стала краевед и подвижник старины Ольга Захарова. С ней мы и отправились на высокий холм городища, откуда открывается панорамный вид на жилые домики, купола храмов, древний Свято-Пафнутьев Боровский монастырь и пойму реки Протвы. Дух захватывает от красоты!
— Перед нами в строительных лесах второй Покровский собор, который успели построить до революции. Самый красивый и величественный. Недавно рядом появился памятник протопопу Аввакуму с крестом. Строило храм семейство староверов Ждановых. В Боровске было четыре Покровских храма, из них три — старообрядческие (один единоверческий), — рассказывает Ольга Захарова. — На линии горизонта видим деревянные главки храмового комплекса Покрова на высоком. Отсюда вышел преподобный Пафнутий Боровский. И вот именно здесь разыгрались трагические события русской истории XVII века.
Духом не пали
В 1653 году произошел раскол русской церкви из-за реформ патриарха Никона. Царь пошел на карательные меры для тех, кто не подчинился новоустроениям: костер, виселица и топор.
— Боярыня Морозова, овдовев, посвятила жизнь вере, молилась по старым правилам. Стала принимать в своем доме беглых, юродивых, раздавать им милостыню, — рассказывает Ольга Захарова. — Царь Алексей Михайлович ей говорил: «Ты дома молись как хочешь, но на людях прошу тебя креститься троеперстием. Я царь, своею главою прошу тебя об этом». Уговоры не помогли.
Вскоре она принимает монашеский постриг с именем Феодора и не является на венчание царя с новой супругой - Натальей Кирилловной Нарышкиной. Тогда и началась опала. Морозову вместе с сестрой заковали в железо и посадили в подвал. Потом их повезли в колодах на грязных дровнях в Чудов монастырь, где содержали до казни. Обреченных на сожжение почти сутки пытали на Земском дворе, но женщины стойко выдержали все муки. Сестра Ирина Михайловна умолила царя оставить им жизнь.
— Как же попала в Боровск опальная боярыня Морозова с сестрой? — интересуюсь я.
— Историки считают, что и на решение Алексея Михайловича отправить их сюда оказала влияние его родная сестра. Она очень благоволила Боровскому монастырю, часто ездила сюда на богомолье, освящала один из приделов, который прозвали Ирининским (построен Ириной Годуновой). Здесь же в 1666-1667 году в заточении находился знаменитый протопоп Аввакум — идеолог раскола, открыто выступивший за сохранение старых церковных традиций.
Сестер привезли в Боровск зимой 1673 года. За нынешним зданием администрации района когда-то находился острог. Рядом на месте бывшей гимназии в то время были тюремные казематы, куда их и поместили.
Со всей страны устремились сюда сторонники «старой веры», чтобы только увидеть мучениц и поклониться их подвигу. Даже ряд состоятельных московских семейств перебрались в город, чтобы им служить.
Царь, потеряв терпение, послал в Боровск двух палачей — подьячего Павла и дьяка Кузьмищева. Морозову уговаривали покаяться, тогда, мол, государь простит и вернет все вотчины. Боярыня подняла руку в кандалах и ответила: «Четвертый год их ношу. Неужели ты думаешь, что я их сниму сейчас?»
В июле 1675 года непокорившихся сестер бросили в земляную холодную яму. Стрельцам-охранникам было запрещено давать им хлеб и воду.
11 сентября умерла княгиня Евдокия Урусова. Муж с ней развелся, детей перевел в господствующую церковь. Сохранилось 12 пронзительных писем княгини детям и одно неизвестному человеку, где она просила присмотреть за ее чадами.
Канон за исход души над телом отпела сама Морозова. Она стала умолять стражника: «Раб Христов! Есть ли у тебя отец и мать? Если они живы, мы помолимся за них. Если они умерли, мы помянем их. Смилосердись надо мною, подай мне калачик».
«Не проси, не могу, я боюсь», — ответил стражник. «Ну или яблочка, или огурчика - умираю я».
Перед смертью боярыня Морозова умоляла стражника лишь застирать ее грязную сорочку, ибо в таком срамном виде она не может лечь в сырую землю и предстать перед Страшным судом. Просила обернуть убогое ее тело рогожею и положить близ сестры.
Феодосия Морозова (инокиня Феодора) умерла в ночь на 2 ноября (по старому стилю) 1675 года. Похоронили сестер вместе.
В 1682 году в Боровск приехали два брата боярыни Федор и Алексей Соковнины. Они положили на ее могилу огромную каменную памятную плиту, поставили поклонный крест и посадили березу.
Последний приют
— К этому святому месту в Боровске 260 лет ездили староверы со всей России. Но не всем открывали тайну погребения. Боровчане рассказывали, что под плитой лежат две татарские княжны, — продолжает рассказ Ольга Захарова. — В 1936 году могилу вскрыли. На месте захоронения построили здание райкома партии. Сейчас здесь районный суд.
Останки мучениц перезахоронили два священника — отец Иоль и отец Симеон. Они дали друг другу клятву, что никому не покажут этого места, пока не придет тому время. Место погребения по сей день неизвестно.
Яма, в которой содержались мученицы перед смертью, находилась в районе острога. Это подтвердил археолог Олег Прошкин, который проводил раскопки перед строительством часовни в память всех мучеников веры. На ее месте, как предполагают, в те же времена был сожжен священник-старовер с 14 верующими и инокиня Иустина. В 2000 году старообрядцы с большим трудом получили этот участок. Часовню построили через пять лет на народные пожертвования.
В этом году 24 сентября, в день памяти мучениц, в ней прошел молебен. Внутри часовни воссоздана пятисаженная яма за решеткой. Внизу та самая надгробная плита под красным покровом. Рядом иконы преподобномученицы Феодоры и мученицы Евдокии. Зримое напоминание нам о трагических страницах отечественной истории.
Мы хорошо помним знаменитую картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Сам художник из семьи староверов. Возможно, у него хранилось «Сказание о житии боярыни Морозовой». Суриков долго искал образ главной героини картины.
Феодосия Прокопьевна была одной из самых богатых женщин своей эпохи из древнего рода Соковниных — вдова близкого друга царя Глеба Морозова, подруга первой жены государя Марии Милославской и его старшей сестры Ирины. Младшую сестру боярыни Морозовой Евдокию выдали замуж за троюродного брата царя Петра Урусова.
Феодосия Прокопьевна была одной из самых богатых женщин своей эпохи из древнего рода Соковниных — вдова близкого друга царя Глеба Морозова, подруга первой жены государя Марии Милославской и его старшей сестры Ирины. Младшую сестру боярыни Морозовой Евдокию выдали замуж за троюродного брата царя Петра Урусова.
Алексей УРУСОВ.
Фото Романа Новикова.