Ну а накануне журналист «Вести» отправился в Боровский район, чтобы познакомиться с участковым и рассказать о нем нашим читателям.
Особые награды
У Тимура Нурбагандова есть две особые награды: медали МВД России «За смелость во имя спасения» и МЧС «За отвагу на пожаре». «Особые» - это журналистская ремарка. Я, как и все остальные (руководство ведомств, сам участковый уполномоченный), пытаюсь избежать пафосного слова «подвиг», а может, как раз и не надо? Судите сами.Т. Нурбагандов с напарником, оперуполномоченным уголовного розыска Петром Звенковым, в мае прошлого года патрулировали участок, когда заметили в нескольких километрах от своего маршрута дым. Хотя и направлялись в другую сторону, реакция последовала моментальная: «Разворачивай, едем туда. Мало ли какая помощь понадобится».
- Мы понимали: там ряд предприятий и соответственно много людей трудится, - рассказывает мой собеседник. – Если пожар, и до беды недалеко.
Как оказалось, горела Ермолинская ткацкая фабрика. Когда подъехали к воротам, вовсю полыхала крыша.
- Пожарных вызвали? – был первый вопрос охраннику.
- Не могу дозвониться.
Загвоздка - в расположении предприятия, оно находилось в низине, из-за чего возникали проблемы со связью.
- Дозванивайся, - бросил Тимур.
Полицейские кинулись к выходам – их было только два с разных сторон здания длиной метров 300, чтобы выводить людей. Более ста человек продолжали работать, не подозревая, сколь критична ситуация – крыша могла обрушиться в любой момент.
Она действительно рухнула буквально через 10-15 секунд после того, как вышли последние люди. После того как ВСЕХ спасли!
На самом деле ситуация складывалась куда более драматично: рядом пролегала газовая труба. Она была накалена до такой степени, что могла взорваться. Пока подоспевшие пожарные не залили, не остудили трубу, газовщики не осмеливались к ней подойти, чтобы перекрыть. Кроме этого, внутри здания находились емкости с лакокрасочными веществами и баллоны с кислородом. Страшно подумать о возможных последствиях, не подоспей вовремя помощь.
К счастью, все обошлось. Конечно, сотрудники полиции надышались едким дымом, но это было уже не в счет.
Почему в такой критический момент у одних срабатывает инстинкт самосохранения, а у других нет? О чем думают люди, когда лезут в самое пекло?
- Я понимал, что там люди, у которых семьи, дети… Может, только тогда, когда стал задыхаться, промелькнула мысль: если рухнет крыша, как же тогда моя семья?
Но этот вопрос Тимур задал себе позже. В момент, когда надо было принимать решение и действовать, он думал только о спасении людей, как бы это высокопарно ни звучало.
Помогать ближнему
- Я считаю, в принципе каждый гражданин может помогать ближнему, вне зависимости в погонах он или нет, - говорит Т. Нурбагандов.А это уже жизненное кредо, это воспитание, это философия, если хотите. Все вкупе и определило Тимура на его место служения людям, участковый уполномоченный он не случайно, хотя в эту службу выпускник Омской академии МВД попал одиннадцать лет назад по распределению. Сам стаж работы на данном поприще исключает случайность. Конечно, ему предлагали перейти в другие подразделения, к примеру, в уголовный розыск, поскольку такой показатель его работы, как раскрываемость, на хорошем уровне, но – нет, хотя и амбиций своих Тимур Расулович не скрывает:
- Если предложат место руководителя нашей службы, конечно же, соглашусь. От «а» до «я», как алфавит, я ее знаю. Но все равно самосовершенствуешься, развиваешься, не стоишь на месте.
Замечу: здоровые амбиции вызывают уважение, хороший солдат всегда мечтает стать генералом.
Без надёжного тыла не обойтись
29-летний майор – из семьи сотрудников органов внутренних дел: отец уже пенсионер МВД, брат – в уголовном розыске, они оба, кстати, когда-то прошли через службу участковых, а все трое – выпускники одной альма-матер.Судьба так складывалась, что приходилось курсировать между двумя точками на карте нашей бескрайней страны: родился Тимур в Омске, школу заканчивал в столице, далее учился и начал службу снова в Омске. Там же создал свою семью, проработал до конца 2016 года по месту первой приписки и перевелся в Боровский район, поближе к отцу и брату. Обеспечивал правопорядок в Ермолине, а с августа нынешнего года в связи со сложной оперативной обстановкой в Боровске оказался здесь.
Но работа у старшего участкового уполномоченного не сидячая, не кабинетная. Его административный участок – МО СП «Деревня Кривское», а это более десятка деревень, территория обширная и примыкает к Обнинску и Малоярославецкому району. Население около 2,5 тысячи человек, когда внесезон. К лету увеличивается вдвое, соответственно и хлопот прибавляется.
Как известно, участковый уполномоченный на своей территории – тот же начальник полиции. Справку выдать на оружие, проверить жалобы соседей, в семейном конфликте разобраться – нет края перечню людских проблем, потому всегда «на проводе», 30 % рабочего времени в автомобиле (семья живет в Обнинске), день ненормированный. А дома ждут двое малышей (2 года и 5 лет). Частенько, когда папа возвращается домой, они уже спят, просыпаются – уже ушел. Какой жене понравится? Но супруга Тимура давно смирилась, более того – во всем поддерживает. Без крепкого тыла на такой службе не обойтись.
Без церемоний
Едем в д. Тимашово, где проживает проблемный гражданин Александр А. Тот еще «экземпляр»: ранее судим за убийство, вышел, отсидев срок, но жить с чистого листа не получается - репутация у него семейного дебошира и алкоголика, на сожительницу руку поднимает – как далеко это может зайти? Поэтому снова находится под административным надзором. Два-три раза в месяц участковый к нему наведывается без предупреждения.Подъезжаем к дому, поднадзорный, увидев непрошеных гостей, руки в стороны раскинул, ну прямо с распростертыми объятиями встречает – эдакая бравада, а сам-то суетится. Чаевничать мы, естественно, отказались, но в дом прошли.
- Здравствуйте, как дела? Все нормально? – спрашивает хозяйку Тимур Расулович.
- Ведет себя нормально. Пить, конечно, пьет, но не так уже, - отвечает та.
- В общем, смотри, – после проф-беседы предупреждает Нурбагандов подопечного, который недавно уже дважды отсидел в спецприемнике в Калуге – 10 и 8 суток, - хоть один звонок поступит – все, пеняй на себя, мои меры ты знаешь.
Меры суровые для правонарушителей.
- Если человек раз оступился, я могу с ним побеседовать, ограничиться предупреждением. Но второго шанса для него быть не может. Еще раз попадет – уже административный арест. Я сразу об этом предупреждаю, - раскрывает профессиональные секреты участковый.
Речь не только о домашних скандалистах, но и о мелких хулиганах – любителях выражаться в общественных местах «по матери», о выпивохах на детских площадках и улицах. Как, к примеру, приводить в чувства алкоголиков? Лечиться от своей зависимости они не хотят – больными себя не считают, принудительного лечения нет, что всем осложняет жизнь, вот и остается такая действенная мера, как административный арест. Свозят гражданина сначала на освидетельствование, потом в суд. Злостному нарушителю грозит до 15 суток. Два–три раза побывает человек в спецприемнике, потом сам к участковому приходит: «Давайте, поеду полечусь».
Фото автора