Баба-яга была первой

Ольга ПОМОЗИНА
21.06.2019 12:59
Три года в Хвастовичском районном Доме культуры действует детский кукольный театр «Марионетки».

Театр начинается с вешалки. А с чего начинается кукольный театр? Конечно, с кукол, с выбора сценария, создания эскизов. Кукольный театр РДК «Юбилейный» начинался с Бабы-яги. Именно этот персонаж русских сказок стал первым «артистом». Но обо всём по порядку…

Методом проб и ошибок

Руководитель театра Мария Родионова – человек творческий. Однажды вечером, рассказывает Мария, она решила сделать куклу, да не обычную, а Бабу-ягу. Выбор, конечно, странный, но именно этот персонаж сказок Мария считает уникальным и наиболее интересным. Баба-яга удалась на славу: крючковатый нос с бородавками, торчащие кривые зубы, зеленоватый цвет лица, злые глаза – тут-то и пригодился Марии художественный талант. Затем кукле были сделаны руки, сшит костюм. И получилась отличная перчаточная кукла. Вот именно в тот момент и возникла идея организации кукольного театра.

Сначала выбрали сценарий для постановки, определились с персонажами и их характерами, образами, внешним видом, сделали основные наброски. И только после этого приступили к изготовлению кукол. Процесс изготовления кукол долгий и кропотливый. Это сейчас технология уже отработана. А во время подготовки первого представления всё приходилось делать методом проб и ошибок, изучить немало информации в интернете, попробовать различные способы изготовления кукол и рецепты клея для папье-маше. На всех этапах создания кукол Марии помогали её дети, затем в кукольный театр стали приходить другие ребята, заинтересованные новым видом деятельности, вдохновлялись, увлекались.

И вот спустя несколько месяцев жители и гости Хвастовичского района пришли на первое кукольное представление. Премьера состоялась на площади около РДК «Юбилейный» на Масленицу. И взрослые, и дети с нескрываемым интересом, буквально раскрыв рты, смотрели «Как Маша весну выручала». Бурные аплодисменты зрителей и их восторженные отзывы стали и для Марии, и для её помощников достойной наградой за долгий и кропотливый труд.

Мастерство плюс творчество

Процесс постановки кукольного театра действительно долгий и сложный. Сначала Мария выбирает сценарий. Найти сценарий для кукольного театра достаточно сложно – именно для кукол сценарии практически не пишутся. Поэтому приходится их дорабатывать, адаптировать.

Затем начинается создание кукол. После детальной разработки внешнего вида персонажа делается слепок куклы. Далее слепок необходимо покрыть слоями бумаги с клеем. Это самый оптимальный способ изготовления. Пробовали в кукольном театре лепить кукол из полимерной глины, но это оказалось достаточно дорого, пробовали их даже отливать из гипса, но куклы получались довольно тяжёлыми, и управлять ими маленьким кукловодам было проблематично. Испробовала Мария и несколько видов клея. Сейчас у неё даже есть собственный рецепт – простой, недорогой и надёжный.

После изготовления слепка куклы ребята начинают приклеивать к нему кусочки тонкой бумаги, смоченной в клее. Необходимо, чтобы бумага плотно ложилась, повторяя при этом все рельефные детали на сделанном слепке. Каждому слою надо дать хорошо просохнуть, и только потом приступать к нанесению нового. Всего наносится около 10 слоёв бумаги.

Затем начинается раскрашивание персонажа. Раскрашивает в основном Мария сама. Этот процесс также долгий и занимает немало времени. Краска накладывается в несколько слоёв, всё прорисовывается в мельчайших деталях, начиная от глаз и заканчивая мелкими морщинками. Результат подобной кропотливой работы поразителен – куклы выглядят без преувеличения как живые. На их лицах Мария отражает и грусть, и радость, и тоску – все необходимые для будущего спектакля эмоции.

После этого начинается не менее долгий и не менее интересный процесс изготовления костюма для куклы. Делают ребята костюмы также сами: сами придумывают, сами шьют и украшают. Изготавливается всё из подручных материалов, кто что принесёт из дома - старую кофточку, ненужный отрез ткани, рассыпавшиеся бусы, всё идёт в дело.

Следующий не менее важный и долгий этап – приготовление декораций. И опять же ребята делают все декорации сами под чутким руководством Марии, вдохновляясь её идеями. Избушка на курьих ножках, камин, чудесный посох и много всего интересного ребята смастерили и раскрасили для представлений. Все декорации действительно выглядят потрясающе, даже и не скажешь, что они сделаны из картонных коробок, найденных в лесу веточек, старых компьютерных дисков и прочих материалов, которые мы привыкли, не задумываясь, выбрасывать.

Ещё один важный этап в подготовке – выбор музыкального сопровождения. Необходимо подобрать музыку, под которую будет появляться тот или иной персонаж, происходить определённое действие. Марии с ребятами приходится прослушивать десятки песен, рассуждать, спорить. И тут неоценимую помощь им оказывает звукорежиссёр Дома культуры «Юбилейный» Сергей Луканин, который затем выбранную музыку записывает заново в нужном порядке и, конечно, с точностью до секунды включает во время представления.

Таким образом, на постановку одного спектакля уходит около полугода. За это время ребята успевают не только сродниться со своим персонажем, но и досконально выучить и свою роль, и пьесу в целом. Так что в случае необходимости могут заменить друг друга или подсказать слова забывшему от волнения коллеге-артисту.

За время существования кукольного театра ребята во главе с руководителем Марией Родионовой подготовили пять спектаклей. И впереди – новые персонажи.

Фото из архива Марии РОДИОНОВОЙ.

Поделиться публикацией