Методом проб и ошибок
Руководитель театра Мария Родионова – человек творческий. Однажды вечером, рассказывает Мария, она решила сделать куклу, да не обычную, а Бабу-ягу. Выбор, конечно, странный, но именно этот персонаж сказок Мария считает уникальным и наиболее интересным. Баба-яга удалась на славу: крючковатый нос с бородавками, торчащие кривые зубы, зеленоватый цвет лица, злые глаза – тут-то и пригодился Марии художественный талант. Затем кукле были сделаны руки, сшит костюм. И получилась отличная перчаточная кукла. Вот именно в тот момент и возникла идея организации кукольного театра.Сначала выбрали сценарий для постановки, определились с персонажами и их характерами, образами, внешним видом, сделали основные наброски. И только после этого приступили к изготовлению кукол. Процесс изготовления кукол долгий и кропотливый. Это сейчас технология уже отработана. А во время подготовки первого представления всё приходилось делать методом проб и ошибок, изучить немало информации в интернете, попробовать различные способы изготовления кукол и рецепты клея для папье-маше. На всех этапах создания кукол Марии помогали её дети, затем в кукольный театр стали приходить другие ребята, заинтересованные новым видом деятельности, вдохновлялись, увлекались.
И вот спустя несколько месяцев жители и гости Хвастовичского района пришли на первое кукольное представление. Премьера состоялась на площади около РДК «Юбилейный» на Масленицу. И взрослые, и дети с нескрываемым интересом, буквально раскрыв рты, смотрели «Как Маша весну выручала». Бурные аплодисменты зрителей и их восторженные отзывы стали и для Марии, и для её помощников достойной наградой за долгий и кропотливый труд.
Мастерство плюс творчество
Процесс постановки кукольного театра действительно долгий и сложный. Сначала Мария выбирает сценарий. Найти сценарий для кукольного театра достаточно сложно – именно для кукол сценарии практически не пишутся. Поэтому приходится их дорабатывать, адаптировать.Затем начинается создание кукол. После детальной разработки внешнего вида персонажа делается слепок куклы. Далее слепок необходимо покрыть слоями бумаги с клеем. Это самый оптимальный способ изготовления. Пробовали в кукольном театре лепить кукол из полимерной глины, но это оказалось достаточно дорого, пробовали их даже отливать из гипса, но куклы получались довольно тяжёлыми, и управлять ими маленьким кукловодам было проблематично. Испробовала Мария и несколько видов клея. Сейчас у неё даже есть собственный рецепт – простой, недорогой и надёжный.
После изготовления слепка куклы ребята начинают приклеивать к нему кусочки тонкой бумаги, смоченной в клее. Необходимо, чтобы бумага плотно ложилась, повторяя при этом все рельефные детали на сделанном слепке. Каждому слою надо дать хорошо просохнуть, и только потом приступать к нанесению нового. Всего наносится около 10 слоёв бумаги.
Затем начинается раскрашивание персонажа. Раскрашивает в основном Мария сама. Этот процесс также долгий и занимает немало времени. Краска накладывается в несколько слоёв, всё прорисовывается в мельчайших деталях, начиная от глаз и заканчивая мелкими морщинками. Результат подобной кропотливой работы поразителен – куклы выглядят без преувеличения как живые. На их лицах Мария отражает и грусть, и радость, и тоску – все необходимые для будущего спектакля эмоции.
После этого начинается не менее долгий и не менее интересный процесс изготовления костюма для куклы. Делают ребята костюмы также сами: сами придумывают, сами шьют и украшают. Изготавливается всё из подручных материалов, кто что принесёт из дома - старую кофточку, ненужный отрез ткани, рассыпавшиеся бусы, всё идёт в дело.
Следующий не менее важный и долгий этап – приготовление декораций. И опять же ребята делают все декорации сами под чутким руководством Марии, вдохновляясь её идеями. Избушка на курьих ножках, камин, чудесный посох и много всего интересного ребята смастерили и раскрасили для представлений. Все декорации действительно выглядят потрясающе, даже и не скажешь, что они сделаны из картонных коробок, найденных в лесу веточек, старых компьютерных дисков и прочих материалов, которые мы привыкли, не задумываясь, выбрасывать.
Ещё один важный этап в подготовке – выбор музыкального сопровождения. Необходимо подобрать музыку, под которую будет появляться тот или иной персонаж, происходить определённое действие. Марии с ребятами приходится прослушивать десятки песен, рассуждать, спорить. И тут неоценимую помощь им оказывает звукорежиссёр Дома культуры «Юбилейный» Сергей Луканин, который затем выбранную музыку записывает заново в нужном порядке и, конечно, с точностью до секунды включает во время представления.
Таким образом, на постановку одного спектакля уходит около полугода. За это время ребята успевают не только сродниться со своим персонажем, но и досконально выучить и свою роль, и пьесу в целом. Так что в случае необходимости могут заменить друг друга или подсказать слова забывшему от волнения коллеге-артисту.
За время существования кукольного театра ребята во главе с руководителем Марией Родионовой подготовили пять спектаклей. И впереди – новые персонажи.
Фото из архива Марии РОДИОНОВОЙ.