В семье Самохиных не делят работу на мужскую и женскую: приготовить и прибрать может каждый. На различные кружки детей чаще возит отец – просто потому, что рабочий график позволяет. На страницах Вадима в соцсетях резные иконы соседствуют с резной символикой рока. Точнее – рок-группы «Алиса», творчеством которой он «заразил» всю семью.
В армии «Алисы»
Младшие дети семьи Самохиных Леонид и Василиса – частые гости на РЕН ТВ. Едва родившись, они сразу попали в «Армию «Алисы» - самое крупное фан-движение России. Здесь их знают и уважают, как и их папу Вадима, который давно ездит с друзьями на выступление группы в разные города.
- Песнями Кинчева я увлекся еще в 90-х, - рассказывает Вадим. – Его стихи актуальны, в них всегда был и есть глубокий смысл. Да и сама «Алиса» актуальна: как можно назвать устаревшей группу, которая регулярно выпускает новые песни и новые альбомы?
Вадима Самохина вообще отличают истинно мужские увлечения: он является организатором сообщества «Автоспорт Калуга», участники которого организуют авто- и мотогонки. Сейчас они проходят в Орешкове, когда-то замечательная трасса была у деревни Белой: пару десятилетий назад Калугу можно было назвать центром экстремальных видов спорта.
На одном из таких соревнований Вадим и познакомился с Юлией, которая пришла как зритель. Ну а совместные увлечения, как известно, объединяют. И хобби семье, по мнению Вадима, просто необходимо. Старший сын Даниил, которому сейчас уже 22, тоже с детства выезжал с отцом на концерты любимой группы. Сейчас он студент «Тимирязевки», больше времени отдает учебе, и место юных фанатов заняли восьмилетний Леонид и двенадцатилетняя Василиса.
Сначала были маски
Первую серьезную резную работу Вадим сделал лет в 15. Это было выпускное задание по скульптуре в калужской художественной школе, которую он окончил. Работа задумывалась из двух частей: «Старец» и «Поводырь». Однако закончить успел только «Старца»: во время работы повредил резцом руку.
Затем было обучение в коммунально-строительном техникуме по специальности «Техник-технолог», между курсами – армия. Затем появилась семья.
Резьба по дереву перекочевала в разряд хобби, к которому Вадим возвращался все реже.
А потом началась пандемия и он остался без работы. Тут-то Вадима и выручило художественное образование. Началось с росписи по ткани: до сих пор на его странице в ВК хранятся фотографии медицинских масок с рисунками ручной работы. Розы и попугаи, портреты Виктора Цоя и единороги, драконы и автомобили, рунические символы и логотип любимой группы «Алиса»…
- Я потом прикинул – за время пандемии около двух сотен масок расписал, - усмехается Вадим.
Резьба также оказалась востребована. Но ручной неавтоматизированный труд – дело трудоемкое. В центре занятости населения, куда пришлось обратиться, Вадиму рассказали про соцконтракт, и он, подумав, решил превратить хобби в профессию. Составил бизнес-план, на выделенные средства приобрел фрезерно-гравировальный станок с ЧПУ.
- Конечно, это уже не совсем ручная работа, где вырезаешь так, как тебя выведет дерево и твоя рука, - рассуждает мастер. – При работе со станком берется эскиз изделия: это может быть фото, собственный рисунок, картинка из интернета. Специалист- 3D-график составляет программу, я ее адаптирую под свой станок, загружаю - и полтора-два дня он вырезает изделие.
Задача художника - довести резное изображение до ума: если есть необходимость, что-то поправить, затем отшлифовать, покрыть маслом и пчелиным воском. На все про все уходит не меньше недели.
Есть кому помогать
Я для себя так решил: – оставляю только на закупку материала – дерево сейчас дорогое. А остальное – на помощь ребятам на СВО. Есть кому помогать.
Пандемия осталась позади, Вадим устроился торговым представителем в крупную российскую компанию. А увлечение осталось. Чаще изделия делаются в подарок друзьям и знакомым, или же сами знакомые обращаются с просьбами. Сделать можно все что угодно, уверен мастер: разделочные доски, часы, люстры, сувениры и даже нарды. Вырезать вручную ему по-прежнему интересно, интересно пробовать новое – например, торцевые разделочные доски, которые изготавливаются по особой технологии и не тупят ножи.
Особая тема - изображение святых. За резными иконами к нему обращаются часто.
- Я не могу себя назвать человеком воцерковленным, но верующий, конечно, - говорит Вадим. – Вера – она внутри. Иногда возникает потребность зайти в церковь, подумать, попросить о своем. Ну а так – стараюсь жить честно, никого не обижать.
Еще во время пандемии Вадим решил, что половину заработанных на росписи масок денег будет отдавать на благотворительность: помогал собирать деньги на операцию девочке, больной раком… Сегодня на добрые дела отправляются те средства, которые он зарабатывает на изготовлении икон.
Семье Вадима довелось лично поздравить лидера рок-группы с днем рождения, и теперь у Константина Кинчева есть икона, выполненная в технике резьбы по дереву самим Самохиным.
Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото из архива семьи Самохиных.