Нас учили думать. Так говорит о своей поездке в лагерь Яна ГОРЧАКОВА
Продолжение. Часть 3
В новой публикации, посвященной 100-летию Всесоюзного пионерского лагеря, воспоминаниями о своем пребывании в «Артеке» делится автор и ведущая программ на «Радио-40».
Мечты сбываются
Как и все советские дети, Яна Татинцева с детства знала про «Артек». Ну а с поступлением в школу регулярно слышала от учителей об удивительном лагере на берегу Черного моря, о том, что попадают туда лучшие из лучших.
– Собственно, ничего сверхъестественного для этого не требовалось: хорошо учиться и быть активным, – говорит Яна, для которой отличная учеба и инициативность были в порядке вещей. – Жизнь детей не ограничивалась школой, почти все посещали какие-то секции и кружки. Мой брат занимался плаванием, я училась в музыкальной школе…
Яна всегда была в гуще событий, не раз избиралась председателем совета отряда, в старших классах возглавила школьную дружину.
– На большинстве школьных фотографий я запечатлена с микрофоном, – улыбается она.
В то время семья Татинцевых жила в Баку. Когда Яна перешла в шестой класс, стало известно, что на их школу будет выделена заветная путевка. Из числа самых-самых выбрали Яну. Для нее это была первая поездка в лагерь.
Со всех уголков страны
В середине мая группа удостоенных поездки ребят вылетела из Баку в Симферополь. Детей сопровождали инструкторы ЦК ВЛКСМ Азербайджанской ССР. Из Симферополя до «Артека» ехали на специальном автобусе.– В состав «Артека» входит несколько лагерей, которые еще называют дружинами, – поясняет Яна. – Я попала в «Полевую», где нас распределили по отрядам. Все были ровесниками – шестой класс. Но в каждом отряде были ребята со всех концов СССР, из всех республик: из Эстонии и Киргизии, из Башкирии и с Камчатки… Думаю, это делалось специально, чтобы мы видели, какая многонациональная у нас страна, сколько разных наций и культур.
Много разговоров в «Артеке» было о Саманте Смит, хотя со времени ее приезда в Союз прошло уже три года, она была очень популярна, ее фотографии печатали в газетах, на многих она в артековской форме.
Пионерскими темпами
Кстати, одежду ребятам выдали в первый же день: повседневные рубашка, юбка и шорты бежевого цвета и парадная форма – синяя юбка и белая рубашка с вышивкой «Артек».– Панамы к тому времени сменились пилотками. И знаете, наличие специальной формы нас всех очень дисциплинировало, – замечает Яна.
Жизнь «Артека» поразила прежде всего своими темпами. Подъем в шесть утра, зарядка под руководством инструктора, гигиенические процедуры. А затем – активности, как назвали бы сейчас эти занятия, помимо физического развития пионеров «Артек» занимался развитием эстетическим, нравственным и духовным.
– Первое время, когда нам на линейке объявляли план мероприятий на день, мы были немного шокированы: казалось, что такое количество задач просто невозможно выполнить в один день, – рассказывает Яна Горчакова. – Экскурсии, поездки, встречи с интересными людьми, обучающие занятия, которые сейчас назвали бы мастер-классами. По вечерам – творческие соревнования, к которым также надо было подготовиться в течение дня: танцевальные, артистические, песенные, конкурсы стенгазет…
На встречу с пионерами в «Артек» приезжали известные в Союзе писатели, артисты, космонавты. Но одним из самых ярких воспоминаний стала для Яны встреча с Левоном Оганезовым, известный композитор и музыкант очаровал невероятной энергетикой и талантом рассказчика.
– Он говорил о музыке и о своей жизни, рассказывал, как аккомпанировал разным известным певцам, вспоминал какие-то забавные случаи и убеждал в том, что занятия музыкой необходимы каждому, – вспоминает Яна. – Не знаю, вдохновил ли он кого-то заняться музыкой, но слушали его с большим воодушевлением.
Еще одним важным воспитательным моментом в лагере был просмотр фильмов в летнем кинотеатре.
– Нам показывали очень хорошее кино: «Ключ без права передачи», «Пацаны», «Иди и смотри», – рассказывает Яна. – Однако только просмотрами мы не ограничивались: на следующий день каждый писал рецензию на увиденный фильм, в которой надо было сформулировать свое мнение, передать эмоции и мысли.
Рецензия Яны Татинцевой на фильм «Иди и смотри», который потрясал беспощадностью показанной в нем правды о войне, была лучшей. Грамота, торжественно врученная за эту победу, хранится у Яны вместе с артековскими фотографиями.
8 июня, в самый разгар лагерной смены, Яне исполнилось тринадцать. По традиции именинницу поздравили на утренней линейке, было много приятных слов от вожатых и друзей и, конечно же, подарок: роскошный набор открыток с видами «Артека».
Не только политика
Смена длиной в 41 день пролетела стремительно, оставив восторженные воспоминания. А потом в разные концы страны полетели письма – единственная возможность поддерживать общение в те доинтернетные времена.…А потом все изменилось: и политическая обстановка, и отношения между людьми, делившими когда-то одно небо над головой. В 1989-м семья Яны покинула Азербайджан и перебралась в Калугу, школу она окончила уже здесь.
Яна Горчаков:
- Я сейчас часто слышу о том, что советское время было очень политизированным. И не вижу в этом ничего плохого. Я вспоминаю политинформации в «Артеке», где нам рассказывали о жизни людей в разных странах – иногда это предваряло приезд в лагерь детей из других стран. Мне кажется, нас учили шире смотреть на мир. А главное – нас учили думать.
Наталья ЛУГОВАЯ
Фото из архива Яны Горчаковой

Газета
Прямая линия













