Уже в седьмом классе она знала, что поступать будет в историко-архивный институт. Ей нравилось погружаться в историю, изучать биографии правителей, читать мемуарную литературу. Сегодня она – редкий специалист по документоведению, документалистике и архивоведению, проработавший в калужских архивах на различных должностях более 30 лет. 29 марта Майя Александровна отметила юбилей.
ДОБЫЧИНА (Зорина) Майя Александровна родилась в Калуге, окончила школу №24 с углубленным изучением английского языка, факультет архивного дела Московского историко-архивного института РГГУ, заочную аспирантуру ВНИИ документоведения и архивного дела. Защитила диссертацию по теме «История и организация архивного дела в Калужской области в 1919 – 2000 гг.»
18 лет проработала в Государственном архиве области, в 2007 году с нуля создала и восемь лет возглавляла муниципальный архив г. Калуги. С октября 2015 г. – начальник Управления по делам архивов Калужской области.
Стояла у истоков создания и была председателем историко-краеведческой общественной организации помощи памятникам старины «Добрая воля». Является зампредседателя ТОС «Площадь Победы».
Без бумажки ты букашка?
- Майя Александровна, в каких случаях и с какими вопросами люди обращаются в архив? Какую информацию можно узнать в архивах?
- Основных направлений, по которым к нам обращаются, два. Социально-правовое – если человеку требуется подтвердить стаж работы, зарплату или факт награждения. По таким обращениям информация выдается бесплатно всеми архивами по стране. Второе направление – тематические запросы: факт выделения земли, жилплощади, подтверждение факта рождения, информация о предках…
- Документы поступают в архив только из официальных источников? А как же семейные архивы, частные организации, которых сегодня великое множество?
- Есть федеральный закон об архивном деле, в котором сказано, что все документы, которые образуются на территории и составляют наше богатство, - это архивный фонд. Фонд Российской Федерации делится на две части. Государственная часть - это все документы, которые образованы госучреждениями до 1917 года и по настоящее время. Согласно закону, областные органы сдают документы каждые 10 лет, муниципальные – каждые 5 лет. Негосударственная часть – это документы учреждений, которые были образованы общественными, политическими и другими организациями. По закону они должны передавать документы в архив в случае ликвидации учреждения.
- А сдают ли? К нам в редакцию, например, часто обращаются люди, которые не могут подтвердить трудовой стаж, поскольку в 90-е годы работали в частном предприятии или в другой организации, которая позже ликвидировалась.
- В том-то и дело, что закон выполняют не все и не всегда. Но если у человека существует такая проблема, попытаться стоит. Возможно, выяснится, что у ликвидированного предприятия была организация-преемник. Обращаться следует в архив по месту работы предприятия. Если же вы работали в другом городе, есть возможность оформить запрос.
- Если говорить о документах, которые уже попали в архив и представляют безусловную ценность, всегда ли их удавалось сохранить? Или было такое, что они пропадали безвозвратно?
- Массовых уничтожений архива в Калуге не было. Самым тяжелым можно назвать период оккупации города в 1941-м. Часть архивных документов была эвакуирована, часть осталась в здании Казанского монастыря, где и располагался архив. Рядом было еврейское гетто, во время боев все улицы в районе Салтыкова-Щедрина горели, однако архив уцелел. А вот архивы различных учреждений в большинстве своем погибли. Как и архивы колхозов и совхозов, расположенных в области во время оккупации, от них мало что осталось, поэтому история 30-х годов у нас представлена очень плохо.
Не цифра, но буква
- А могут ли частные лица сдать свои личные документы или какие-то исторические вещи? Вы их примете?
- Безусловно. И мы принимаем все, что представляет историческую ценность: письма, открытки, пластинки, значки, фотографии, афиши… Более того, в архиве может быть образован личный фонд какой-то семьи или отдельного человека. Чаще это люди, которые внесли какой-то значимый вклад в развитие региона. Например, личный фонд есть у известного калужского селекционера, спортсмена и фотографа Владимира Морозова, у экс-губернатора Анатолия Артамонова. Очень серьезный семейный фонд передал в архив профессор, доктор наук Николай Сергеевич Воронин: дореволюционные документы его предков, личные воспоминания о войне – он был разведчиком.
Личный архив может быть у любого человека или семьи при условии, что у вас достаточно для этого материалов. Если вы просто принесете любопытные документы или открытки, во всех документах будет фигурировать ваша фамилия как дарителя, но для личного фонда этого, конечно, недостаточно.
- Сегодня многое переводится в цифровой формат. Архивов это тоже касается?
- Конечно, касается, и даже есть постановление правительства о создании ГИС – государственной информационной системы «Платформа «Центр хранения информационных документов». Но следует понимать, что оцифровка – это дорогое удовольствие, ну и осуществить его в кратчайшие сроки невозможно. Аппаратура для оцифровки работает у нас уже пять лет, один сотрудник может оцифровать 300-500 страниц в день. А у нас около миллиона всевозможных документов в одном только в областном госархиве на Баррикад. Поэтому в первую очередь мы оцифровываем те документы, которые находятся в плохом состоянии, и те, которые востребованы у пользователей.
Дела семейные
- С чего начать, если человек захотел, допустим, узнать свою родословную, получить информацию о предках? В какой архив обращаться?
- Начать надо с себя: записать имена всех бабушек-дедушек и других предков, информация о которых хранится в семье, опросить ближайших родственников и все подробно записать. И лишь потом, уже примерно представляя себе, где проживали ваши предки, обращаться в архив по месту жительства. Потому что дальше придется искать информацию по метрическим книгам и другим документам, а для этого надо знать место проживания человека и год рождения, хотя бы примерно. Если предки проживали на территории Калужской губернии, надо обратиться в Госархив Калужской области.
- В каких документах ведется поиск нужной информации?
- Основных источников поиска по генеалогии три: это метрические книги, куда записывались даты рождения, брака и смерти, исповедные ведомости - каждая семья ежегодно ходила на исповедь. И ревизские сказки - данные переписи населения, которая со времён Петра I периодически проводилось в Российской империи.Дальше надо смотреть, к какому сословию принадлежали ваши предки: дворяне, купцы, мещане или крестьяне. Если они были дворяне, то информацию можно также поискать в Дворянском фонде: список дворян Калужской губернии и пр. Материала о крестьянах, конечно, намного меньше. Следует знать, что до начала XX века фамилии у крестьян, например, не записывались вовсе. То есть Фекла Иванова может оказаться Феклой Ивановной.
- То есть найти эту информацию в интернете, как мы привыкли, не получится?
- Конечно нет. На сайте нашего архива есть описи документов, которые у нас хранятся и которые уже переведены в электронный вид, нужных бумаг там может и не оказаться. Поэтому поиск в архиве всегда надежнее и эффективнее.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ДОКУМЕНТА
Дневник, который спас
Сотрудникам архивов часто приходится сталкиваться с необычными историями, когда документ играл значительную роль в судьбе человека.
- Во время моей педагогической деятельности одна студентка из Жиздры решила писать дипломную работу на основе дневника Тони Лапичевой – комсомолки, жившей в Жиздре в начале войны. Студентка принесла мне этот дневник, перепечатанный на машинке. В дневнике Тоня описывала начало войны, оккупацию. Писала о том, как угоняли в Германию ее одноклассниц, и о том, что ее тоже ждет такая судьба. На этом дневник обрывался.
Никто не знал, откуда взялась эта распечатка и где оригинал дневника. Однако мы выяснили, что журналисты «Комсомольской правды» ездили по освобожденным районам и делали репортажи, что один из них нашел дневник на развалинах дома и использовал записи в своей публикации. Мы поняли, что дневник действительно существовал, но все-таки это требовало подтверждения, как и существование самой Тони Лапичевой, угнанной в Германию.
Подтверждающие документы нашлись в фонде Жиздринского райкома комсомола. Там обнаружилась стенограмма заседания, на котором обсуждали присутствие Тони Лапичевой в комсомоле после ее возвращения из плена. Вы знаете, что тогда проходили «чистки», от людей требовали ответа за то, что они позволили себя угнать, а не ушли в партизаны, не вели борьбу. И в этой стенограмме обнаружилась фраза, которая подтвердила существование дневника. Больше того, этот дневник фактически спас девушку. «Мы знаем, что ты вела дневник, в котором осуждала оккупантов, - записаны в стенограмме слова кого-то из присутствующих на собрании. – Поэтому мы оставляем тебя в комсомоле».
На сегодняшний день в Калуге работают три архива:
1. Государственный архив Калужской области (ул. Баррикад, 172)- создан 21 февраля 1919 года как Губернское архивное бюро. В нем хранятся официальные документы с конца XVIII века по настоящее время.
2. Государственный архив новейшей истории Калужской области (бывший партийный архив) на Кирова, 72, – содержит все партийные документы, документы всех современных общественных политических организаций, личные фонды.
3. Государственный архив по личному составу Калужской области (ул. Пушкина, 4а) - создан в 1992 году, хранит документы о деятельности и зарплате людей, которые работали в Калужской области примерно с 70-х годов прошлого века. В его основу лег бывший сельскохозяйственный архив.