Аэродром расположен на станции «Прогресс», а название получил в честь петербургского футбольного клуба. Строили его специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Важнейший транспортный объект был оборудован для доставки на ледяной континент специалистов. В ноябре этого года стартует юбилейная, 70-я по счету, экспедиция. Новоселье в зимовочном комплексе планируют приурочить к этой дате.
5300 километров по маршруту «Кейптаун – «Прогресс» тяжелый военно-транспортный
Ил-76 впервые преодолел в ноябре 2022 года. Летел самолет всего шесть с половиной часов. По воздуху значительно быстрее, чем на корабле: ледокол Росгидромета «Академик Федоров» идет к Южному полюсу Земли примерно 40 суток.
Как же строили взлетно-посадочную полосу? Из снега. Его утрамбовывали в течение нескольких месяцев, добиваясь плотности, сопоставимой с бетоном. Специалисты знают, что лед в Антарктиде подвижный и постоянно дрейфует, поэтому состояние летного поля все время контролируют, в том числе сверху, с коптера. Интересно, что строили аэродром всего несколько человек.
Дмитрий Шепелёв рассказал корреспонденту службы информации НТВ Алексею Квашенкину, как были удивлены китайские коллеги, узнав, что обслуживают аэродром 11 специалистов.
– Китайцам мы показывали аэродром «Зенит», зима была. Привезли, начальник ходит там, ножкой топает по полосе, которая как бетон. Раза три переспросил, на калькуляторе даже набрал: сколько людей? Он был удивлен, думал, наверное, что тысяча человек это делает, – поделился полярник.
Кстати
Дмитрий Шепелёв проводил зимовки и на легендарном «Востоке», внутриконтинентальной российской станции. Она стоит на вершине ледникового купола и отличается тяжелейшими условиями жизни. Помимо лютого мороза (до минус 89 по Цельсию), разряженного воздуха, из-за которого трудно дышать и полной отрезанности от мира, «Восток» еще и практически полностью занесен снегом. Полярникам приходилось выбираться на поверхность из-под двухметровых снежных заносов.
Дмитрий Шепелёв проводил зимовки и на легендарном «Востоке», внутриконтинентальной российской станции. Она стоит на вершине ледникового купола и отличается тяжелейшими условиями жизни. Помимо лютого мороза (до минус 89 по Цельсию), разряженного воздуха, из-за которого трудно дышать и полной отрезанности от мира, «Восток» еще и практически полностью занесен снегом. Полярникам приходилось выбираться на поверхность из-под двухметровых снежных заносов.
Ольга КОЛЕНОВА.Фото из личного архива Дмитрия Шепелёва.