Творческая идея
Основная творческая идея проекта – сохранение живой певческой традиции, которая существовала в России дореволюционной, но была почти сведена к нулю в годы советской власти.
Церковные песнопения – отдельный вид хорового искусства. Причем со своими нюансами. Существуют различные жанры. Одни ближе к классическому хоровому пению, другие – к народным распевам. Разумеется, при духовных образовательных учреждениях существуют отделения, готовящие регентов и певчих. Однако их немного, а потребность в квалифицированных кадрах в приходах велика. Кроме того, невозможно обучить всему за короткий срок. Всегда есть желание совершенствовать навыки. Эта потребность и породила организацию семинаров в различных регионах.
Как подчеркивают организаторы, семинары не ставят себе задачу подготовки регента с нуля, они направлены на восполнение недостающего опыта действующих регентов. Отдельным участникам, не обладающим опытом регентской работы, предоставляется возможность участвовать в занятиях в качестве певчих, что также может стать хорошим подспорьем и мотивацией для продолжения обучения и повышения профессиональной квалификации.
Евгений ТУГАРИНОВ, руководитель проекта:
- Проект расширяется тематически и географически. Мы наблюдаем процесс выхода церковных хоров за пределы стен храма. И это отлично! Церковный хор – это миссия показать красоту мира, объяснить какие-то вещи, которые человек в суете мирской, может быть, не успевает услышать и понять.ДОСЬЕ
Евгений Святославович Тугаринов – регент, педагог, художественный руководитель Детской православной хоровой студии «Царевич», руководитель проекта «Русские регенты», кандидат искусствоведения,член Союза писателей России.
Учиться никогда не поздно
Особенность семинаров заключается в том, что полученные теоретические знания и рекомендации немедленно закрепляются на практике. Евгений Тугаринов в первые минуты выясняет, кто из участников какие голоса представляет: басы, теноры и т.д. Затем рассаживает их так, как они стояли бы в составе реального хора. Всем заранее розданы нотные записи используемых песнопений, начинается процесс спевки. Для стороннего наблюдателя этот процесс сродни какой-то магии. Три десятка малознакомых людей сначала робко, а потом все уверенней начинают звучать как давно слаженный хор.
Но Тугаринов добивается не только и не столько вокально выверенного воспроизведения, а прежде всего – осознания духовного смысла и нравственного содержания пропеваемого текста. И лишь потом – техника.
Второй педагог семинара – доцент Санкт-Петербургского государственного института культуры Алексей Гвоздецкий. Он работает на кафедре русского народного песенного искусства, и связь здесь самая непосредственная. Русский народный фольклор и древнерусское певческое искусство – две составляющие, как говорят культурологи, русской народной певческой культуры. Именно древнерусские распевы Алексей Алексеевич и преподает участникам семинара. В этом жанре используются свои обозначения, отличные от классической нотной записи. И многие из участников знакомятся с ними впервые, но с явным интересом и вниманием.
МНЕНИЯ
Алексей ГВОЗДЕЦКИЙ:
- Основная идея таких встреч – познавательная и просветительская. Мы делимся друг с другом практическим
опытом и теоретическими знаниями. Это не сделает из вас специалиста за два дня, но посеет семя, из которого вырастет спелый стебель, разумеется, при должном уходе.
Варвара, самая юная участница семинара:
- Мне 15 лет, я учусь в девятом классе Свято-Дмитриевской школы и пою там в старшем хоре под управлением Евгения Святославовича. Прошлый раз я была в Козельске, но сама не пела, только слушала. А сейчас пою и учусь у старших мастеров. Мне очень нравится!
Кирилл, первокурсник Перервинской духовной семинарии (г. Москва):
- Мы приехали не учить, а учиться. У нас в семинарии свой хор, наш старший регент сам учится. Нас пригласили, чтобы мы подхватили, привнесли что-то лучшее в наш хор. Это для нас очень полезно.
Участники собрались из приходов Козельского района, а также из Калуги, Обнинска, Московской, Тульской и Тверской областей