Моя тетя так и не стала врачом, хотя об этой благородной профессии грезила с самого детства. Она успешно поступила в Первый Ленинградский мединститут и уже приготовилась от скучной теории переходить к увлекательной практике, когда в ее студенческой жизни случилась анатомичка. Патологоанатом с бесстрастным лицом в одной руке держал скальпель, готовясь сделать надрез на «свежей» натуре, а другой – подносил ко рту бутерброд с докторской колбасой. Глядя на это, тетя не долго думая ушла в глубокий обморок. А когда очнулась, поняла: профессия врача не для нее. Она с успехом окончила институт пищевой промышленности и стала инженером-технологом по изготовлению сыров. Дело было в 60-х годах прошлого века. И если бы профориентации учащихся в школе, где училась моя тетушка, уделялось больше внимания, таких крутых виражей при выборе профессии наверняка можно было бы избежать. О важности профориентации, в частности о ее практической составляющей – профориентационных пробах, мы поговорили с психологом-профориентологом Татьяной Глушанковой, преподавателем психологии в Калужском филиале Московского государственного экономического университета.
Выбор без ошибок
– Татьяна Геннадьевна, как вы считаете, помогают ли подросткам профориентационные пробы при выборе будущей профессии или можно обойтись без них?
– Думаю, это большое подспорье для ребят. Часто они ошибочно представляют себе мир профессий. В первую очередь ориентируются на людей из ближайшего окружения – родителей, имеющих определенную профессию, учителей, медицинских работников. С другими профессиями они знакомятся в основном в художественных фильмах. К сожалению, профессии в них показаны сквозь призму романтизма и розовых очков.
Обычно подростки приступают к выбору профессии в тот период, когда ничего еще толком в ней не могут понять. Интерес уже сложился, а направленности нет. Чтобы ликвидировать это «слепое пятно», и нужны профориентационные пробы.
Всему своё время
– Пробы предлагают пройти детям с шестого класса. Не рано ли это с точки зрения психологии?
– Для шестиклассников первые пробы могут стать лишь толчком к развитию интереса к той или иной профессии. Лучше всего приступать к профориентационным пробам в 13-14 лет. Это подростковый возраст, когда уже просыпаются профессиональные интересы. Но у детей пока не сформировались склонности и направленность, которые сопряжены с ответственностью за свою деятельность. Профориентационные пробы помогают подросткам сформировать склонности и направленность.
Отечественная психология отмечает сейчас отсроченное становление и осознанный выбор личности. Современные подростки находятся в зоне некоей турбулентности. Из-за цифровизации многие профессии устаревают очень быстро, и дети не знают, какой именно выбор им сделать, будет ли выбранная профессия актуальна завтра.
Повременим
– Что делать детям, которые дошли до выпускного класса, но так и не сформировали профессиональный вектор? Оставить их в покое, родителям сделать выбор за них?
– Скорее всего, такие дети находятся в отрицании. Так бывает, когда социум жестко требует принять какое-то решение и действовать. Но у подростка еще не доформировалась личность – из-за биологии или из-за гормональных бурь. А ему уже навязывают определенные стереотипы. Мол, в твоем-то возрасте уже давно пора определиться. Каждый ребенок индивидуален, и, может быть, такому человеку нужно дать временнУю отсрочку. И он «дозреет».
Важно то, что нужно
– Могут ли профессиональные пробы мотивировать неопределившегося ребенка на выбор профессии?
– Все зависит от индивидуальных особенностей. Подросток-интроверт, например, придя на профориентационную пробу, будет тихо сидеть в сторонке и наблюдать. Но и это для него полезно: в качестве наблюдателя он получит ту же помощь, как и активно участвующие в пробах сверстники.
Кого-то, напротив, интересует массовость, демонстративность, коллективная деятельность, возможность проявить лидерские качества. И тут важно дать каждому ребенку то, что именно ему нужно в данный момент.
Играйте с детьми!
– Как родители могут помочь ребенку в выборе профессии?
– Родители с самого нежного возраста должны с любовью наблюдать за своими чадами и подмечать, к каким видам деятельности у них есть склонности, а какие им совсем не по душе. Соответственно с согласия самого же ребенка записывать его в разные кружки и секции. В них ребенок сможет попробовать какую-то деятельность, к которой у него есть способности, понять, действительно ли она ему важна. И чем раньше родители начнут работу по выявлению тех или иных склонностей в своих детях, тем лучше.
В дальнейшем, когда подросток уже будет понимать, какое именно направление ему интересно, развить его способности помогут профориентологи и профориентационные пробы. Только не переборщите с секциями! Их количество нужно выбирать исходя из интересов ребенка и его возможностей.
Я знаю одного мальчика, у которого в воскресенье было свободно всего три часа – остальное время занято секциями. И это была не его проблема, а проблема его родителей. Возможно, этими секциями родители «закрывали» свои нерешенные проблемы.
У ребенка должно быть детство. Это время игры, в которой происходит первое социальное становление человека. Если человек не наигрался в детстве, он может закрывать эту потребность до 40 и 50 лет, оставаясь незрелой, инфантильной личностью.
Родителям нужно играть вместе с детьми. В игре улучшается взаимодействие между членами семьи, взаимопонимание, особенно если играют бабушки и дедушки. Вырабатываются «гормоны счастья», которые реже встречаются в других видах совместной деятельности. Совместные игры – это лучшая профилактика всех возможных психологических проблем, и ошибок в выборе профессии в том числе.
Давайте жить дружно
– Если ребенок определился с будущей профессией, но его выбор не нравится родителям, как поступить последним, чтобы не разжечь извечный конфликт отцов и детей?
– Важно ребенка не сломать. Не мешать ему в формировании собственного мировоззрения, воли, понимания того, что он – отдельная от родителей личность. Многим родителям сделать это очень сложно, но отпустить ребенка нужно. В этом отделении важно остаться с ребенком друзьями. И понять, что он живет не вашу, а свою жизнь.
Кстати
Профориентационные пробы – метод профориентации, который позволяет человеку на практике примерить на себя ту или иную специальность, понять, насколько выбранная профессия соответствует личным интересам, способностям и ожиданиям.
В Калужской области профориентационные пробы для школьников с 6 по 11 класс в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся «Билет в будущее» стартовали в середине октября в нескольких учебных заведениях региона. Они завершатся в конце ноября.
Проект ежегодный и абсолютно бесплатный. Его организатор – министерство образования и науки области. В этом году профпробы пройдут более 2 тысяч юных жителей Калужской области.
Профориентационные пробы – метод профориентации, который позволяет человеку на практике примерить на себя ту или иную специальность, понять, насколько выбранная профессия соответствует личным интересам, способностям и ожиданиям.
В Калужской области профориентационные пробы для школьников с 6 по 11 класс в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся «Билет в будущее» стартовали в середине октября в нескольких учебных заведениях региона. Они завершатся в конце ноября.
Проект ежегодный и абсолютно бесплатный. Его организатор – министерство образования и науки области. В этом году профпробы пройдут более 2 тысяч юных жителей Калужской области.
Беседовала Ирина Токарева.
Фото автора и из архива Татьяны Глушанковой.