Фотография бывает удачной, фотография бывает скучной, фотография бывает стильной и т.д. У Орлова она настоящая – цепляет, заставляет сопереживать. Тысячи людей пройдут мимо и не заметят, а он умел такое выхватить в потоке лиц и событий.
Путь
К примеру, целую серию посвятил тренеру, который лишился руки, но продолжил заниматься с ребятами. Отдельная тема его – бабушки. Задорные и печальные, мудрые, не сломавшиеся под ударами судьбы. Когда спрашивали, что такое хорошее фото, он отвечал: «Которое не надоедает».
Фотографом был его отец – работал в калужском доме быта. А Гоша в 13 лет начал заниматься в фотостудии Дворца пионеров у одного из самых известных калужских фотографов Николая Низова. Первые снимки сделал на отцовском фотоаппарате «Зенит». На нем потом завоюет свое первое гран-при в областном конкурсе «Надежда».
– В 1994 году я пришел в секретариат газеты «Весть» (впоследствии реорганизована в Издательский дом «Калужские губернские ведомости»). У нас была папка с работами Николая Гавриловича Низова и учеников его студии. Среди снимков мне сразу бросился в глаза один по-детски наивный и вместе с тем оригинальный – на сковородке яичница с выразительными «глазами» желтков и «улыбкой»-сосиской. Автор – Георгий Орлов. Я подумал: этот парень далеко пойдет. Прошло время, и мы познакомились очно, – вспоминал на открытии выставки Юрий Расторгуев, директор ИД «Калужские губернские ведомости», председатель регионального отделения Союза журналистов России.
С 2001 года Георгий в СМИ. К нам в редакцию пришел в 2010-м. Улыбчивый, скромный. Больше за него говорили его фотографии. Он все время носил камеру расчехленной – снимал на улицах, в поездках из окна машины. В экспозиции есть одно такое фото – предгрозовое небо над полем. Ехали мы на уникальное Черное озеро в Медынский район. Не без приключений: буксовали в низине на «буханке» лесничества, провалились в залитые водой бобровые норы – камера уцелела, а телефоны – увы. Награждены были роскошными видами иссиня-черной воды с кувшинками и этим полем у дороги.
Как отметил Юрий Расторгуев, с одной стороны, Георгий очень хороший репортер, что для журналистики очень важно. С другой, он фотохудожник. Это редко уживается в одном человеке.
Мастер
Его работы получили признание на самом высоком уровне. 1998 год – победа во Всероссийском «Интерфото». Он был финалистом и дипломантом Международных конкурсов Potostory, 35 AWARDS, LensCalter, Poto Emotion и других. С 2010 года он – член Союза фотохудожников России. Коллеги уговаривали сделать еще одну большую персональную выставку… К сожалению, появилась она уже без него. Георгия не стало в 2024 году.
Наши фотокоры Виталий Верескун и Сергей Лялякин разобрали архивы и подготовили выставку при поддержке ИД «КГВ», Калужского областного отделения Союза журналистов России.
– Мы с Сергеем работали, будто эти фотографии наши, и все делали по максимуму. Мне запомнилось, что Георгий всегда улыбался. И его портрет для выставки выбрали такой. Он любил жизнь, любил людей. У него всегда человек в центре фотографии. Разобрали его работы по блокам и стали осваивать пространство Дома музыки. Хотелось, чтобы зрители погрузились в эти фото. Вертикаль, горизонталь… Это же крест! И все заработало! Человек в христианской концепции. Когда имеешь дело с таким крутым материалом, все складывается и рождаются идеи, – поделился Виталий Верескун.
Светлана Малявская
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА