Усадьба Турлики, больше известная в народе как Морозовская дача, была построена в конце XIX века в так называемом новоанглийском стиле. Она пережила многое – и войны, и разных хозяев. Чего тут только не было! И колония «Бодрая жизнь», и штаб Западного фронта…
Незадолго до того как перейти на баланс города, строение находилось в ведении ФЭИ. «Росатом» счёл памятник архитектуры «непрофильным активом», и отношение к нему было соответствующее. Когда дача была передана городу, медленно, но верно началось её возрождение. На субботники сюда приезжали сотни горожан. Но главное было в сохранении самого памятника, который простоял почти без кровли несколько зим. Необходимо было срочно консервировать сооружение. А дальше реставрация - самая дорогая и продолжительная процедура, на которую пока у города денег нет.
Нынешний приезд областного министра культуры обнадёжил работников музея, в чьём ведении сейчас находится Морозовская дача.
- У нас в области сохранилось много усадеб, но эта уникальна и своей архитектурой, и своей историей. Это одна из жемчужин Калужской земли, - поделился Павел Суслов своими впечатлениями. - Она определённо заслуживает внимания, и её восстановлением обязательно нужно заниматься!
Вариантов, прямо скажем, немного. Государственное финансирование или частное. И второй вариант самый рискованный. В нашей стране есть немало примеров передачи памятников архитектуры частному капиталу. Взять, к примеру, Шереметьевский дворец под Питером. Олигарх с большими деньгами очень быстро привёл в порядок парковую зону, здание внутри и снаружи. Но не столько ради памятника архитектуры, сколько для того, чтобы разместить в нём гостиницу. Много исторических зданий в Москве были переданы частникам, которые сохранили только фасады. А внутри - новодел, офисы, евроремонт.
В Обнинске, конечно, есть положительный пример сохранения исторического наследия частными средствами. Белкинский парк с прудами превращён из заброшенного бурелома в красивейшее место в Обнинске. Но опять же – сама усадьба так и осталась невосстановленной. Да и восстанавливать там уже нечего.
Морозовскую дачу ещё можно спасти от разрушения. Но сохранение памятников культуры - всё же дело государственное.
Обнинцы очень надеются на то, что усадьба снова засияет и станет достоянием жителей наукограда. Ещё до передачи её городу они обсуждали, что же здесь будет. Дворец бракосочетания, музей… идей было много. И даже сейчас, будучи по-прежнему в аварийном состоянии, дача постепенно возвращается в городскую жизнь.
- Мы проводим здесь пленэры для художников, - рассказывает мэр Татьяна Леонова. - Во время празднования дня города и дом, и парк вокруг него превращаются в театральные подмостки. Каждый год жители с удовольствием приезжают сюда на субботники по очистке парка, по старинным архивам был восстановлен уникальный розарий…
И всё это не для того, чтобы дача снова пришла в упадок, но и не для того, чтобы стать чьим-то частным владением. И визит министра - признак того, что уникальный памятник архитектуры не забыт и его судьба скоро решится.
Фото: Антон БОГУН.