Полезное совмещение
В России существуют два главных архитектурных фестиваля – «Зодчество» и «АрхМосква». Однако последний посвящен столичной повестке, а «Зодчество» широко представлено регионами. В прошлом году их было восемь, а в нынешнем Алексею Комову удалось привлечь около 20. И это при том что по техническим причинам фестиваль состоялся практически на месяц раньше и некоторые потенциальные участники «слетели», так как не успевали завершить проекты в срок.По словам самого Комова, опыт главного архитектора очень помог ему в кураторской деятельности. Так, он уже год участвует в образовательной программе в Сколкове, где регулярно общается с коллегами из других регионов. К примеру, таким образом ему удалось привлечь к участию в фестивале Рыбинск, не так давно нашумевший своим дизайн-кодом уличных вывесок в старой орфографии.
Хтонический совок
У фестиваля есть три основных направления. Это собственно архитектурный конкурс, смотр спецпроектов и выставка региональных представительств. Калужская область привезла павильон, посвященный Музею космонавтики. По словам Алексея Комова, его стоимость по меркам «Зодчества» была очень скромной, причем средства выделил не регион, а музей.
– Другие тратили на экспозицию по нескольку миллионов и оставались без наград, а мы завоевали серебряный знак. Меня иногда за стилистику называют «хтонический совок», вот и павильон вышел в духе советского модернизма. Он многим понравился, даже главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал его модным, – рассказывает Алексей Комов.
А в будущем часть этой работы может вернуться в музей и стать фотозоной.
Что есть истина?
Важной частью фестиваля стала программа спецпроектов. Ее участники представляли какое-то произведение, творчески осмысляющее заданную куратором тему. Для прошедшего «Зодчества» Алексей Комов не поскупился на пафос и в качестве задания выбрал «Истину».
– В прошлом году была «Вечность», так что мне ничего другого не оставалось, – объясняет калужский главарх.
В результате «Истин» оказалось целых 16.
Одни авторы иронизировали над темой, другие подходили к задаче более серьезно. Так, архитектурное бюро «Рождественка» показало проект «Истина в Слове». Он представлял собой строительство башни Николая Заболоцкого. Это дань уважения не только выдающемуся поэту, но и нашей Тарусе, где Заболоцкий провел часть жизни.
Кроме того, на фестивале прошли многочисленные круглые столы и дискуссионные площадки. И наиболее интересные из них Комов обещает повторить в Калуге.
Возвращение реки
Как рассказал калужский глав-арх, больше всего его заинтересовали павильоны Самарской и Магаданской областей, поскольку их основной темой было использование реки в городской ткани. В следующем году Калуга продолжит благоустройство набережной Оки, и этот опыт может быть полезен. По словам Комова, планы на реку большие, и работа не завершится только лишь территорией набережной. Дело в том, что московская программа «Моя река» экстраполируется на регионы, и одним из первых станет наша область. Во всестороннем анализе Оки принимают участие 13 вузов – от МАрхИ до КГУ. Это позволит получить не только исследовательский, но и предпроектный материал для дальнейшей работы. К тому же с готовыми наработками проще будет решить вопрос с финансированием, ведь, как говорит Комов, «деньги идут туда, где есть движение».
– Работа по новому осмыслению Оки будет долгой и кропотливой, но в будущем эта «золотая миля» даст толчок для перезагрузки всего исторического центра. Где-то будет джентрификация (реконструкция депрессивных кварталов с помощью благоустройства и привлечения более состоятельных жителей. – прим. авт.), где-то снос самостроя и заброшенных производственных корпусов. И появится речной каркас города. Ведь отсутствие речного фасада у города на реке – это нонсенс, – уверен Алексей Комов.