Однако из-за пандемийной ситуации все вновь уходит в онлайн, теперь эти видеобеседы можно посмотреть на сайте Дома мастеров. В этот раз в рамках проекта «Поговорим о промыслах» разговор шел о частушках. И, конечно, яркой его иллюстрацией стало выступление ансамбля «Калужская тальянка» под руководством Елены Балакиревой, который известен своей любовью к народной песне. Именно в исполнении этого коллектива звучат частушки. Самобытные, интересные, уникальные — некоторые из них были собраны в нашем регионе.
Видео Анастасии Семиной.
«Среди исследователей, кто занимался фольклором, был наш земляк Владимир Никанорович Раков, — рассказывает методист Дома мастеров Анастасия Семина. — Еще одним энтузиастом-собирателем стала Тамара Ситько. Она собирала не только песни и частушки, выезжая на село, но и обращала внимание на традиции, которые бытовали в разных районах области. Этот материал лег в основу многих исследований. Я помню, как Тамара Алексеевна приезжала в деревню Космачево Людиновского района, где прошло мое детство. Помню наших бабушек, которые запевали песни, били дробушки, держа руки прижатыми к бокам, а вот в соседних деревнях плясуньи руки поднимали вверх. Тогда я была ребенком и внимания на это не обращала, но сейчас понимаю, как это было интересно».
Жизнь в дореволюционной России в основном была сосредоточена на селе. Люди там жили бойкие, за словом в карман не лезли, поэтому короткие четверостишия – частушки – порой сочинялись на ходу. Их придумывали крестьяне, знающие толк в шутке. Увидел такой весельчак какое-то событие, осмыслил, и пошли слова – частушка готова! Он мог получить порцию юмора в ответ – в наше время это называлось бы частушечный баттл.
А дальше частушка шла в народ. Их не записывали, каждый мог спеть по-своему, поэтому слова менялись, происходила трансформация.
«Частушка объединяет деревенских жителей и горожан. Некоторые исследователи считают, что как жанр она возникла в XVII – XVIII веках в среде скоморохов. Но мы больше придерживаемся той теории, что проявилась она в XX столетии в стихах Маяковского, Есенина и других поэтов - в их произведениях иногда встречались цветистые строки… Не надо думать, что сегодня частушки никому не нужны и петь их – занятие довольно скучное. До сих пор можно услышать на городских праздниках и свадьбах эти немудреные произведения народного творчества, которые затрагивают самые разнообразные темы. Иногда частушки сочинялись на злобу дня, о революции и войне, где, кстати, наш солдат всегда был героем», — говорит Анастасия Семина.
Так, в песнях-куплетах отражались все перемены, происходящие в стране. Однако, были они и лирическими, плясовыми, задорными, веселыми. И даже «солеными», к примеру, о любви и измене.
О частушках можно узнать в группе Дома мастеров ВКонтакте.
А вот на «Именины Домового» в Доме мастеров поют частушки, героем которых стал мифологический персонаж – дух, охраняющий жилище, – Домовой.
22 февраля в 12.00 запланирована беседа «Песни села Гремячево».