«» «В 1675 году на Боровской земле свое земное существование окончила боярыня Морозова. Подвиг, который она совершила – знак того, как русские люди умели ценить веру, принесенную князем Владимиром. Пример для нас – боярыня Морозова и протопоп Аввакум. Их путь – путь крестный, потому что они пошли на мучения, как Христос, который добровольно пошел на крест, чтобы этим засвидетельствовать веру. Вера была основой их жизни, а еще – сохранение русских обычаев, традиций и языка. Протопоп Аввакум отдал свою жизнь, как и боярыня Морозова вместе с сестрой, чтобы показать: русские люди – православные. События, которые происходят сегодня, СВО, это духовная агрессия Запада на православную Россию. Такое уже было – поляки, французы, немцы, приходили и испытывали нас, насколько мы стойкие в своей вере. Думаю, если мы вспомним, кто мы и откуда и объединимся в вере – мы непобедимы», - сказал митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), предстоятель Русской православной старообрядческой церкви.Торжественная часть началась с просмотра документального фильма «Боярыня», снятого режиссером Анатолием Бочкаревым.
Далее со сцены к участникам мероприятия обратилась заместитель губернатора Калужской области Ирина Агеева. В своем выступлении она отметила, что жизненный выбор Феодосии Морозовой стал примером, который навсегда запечатлен в летописи. Кроме того, она поблагодарила организаторов за бережное отношение к истории.
Также было зачитано Приветственное слово заместителя министра культуры РФ Жаны Алексеевой.
Встречу продолжил концерт мужского старообрядческого хора «Параклит» из Ростова-на-Дону, который популяризирует древнерусскую певческую культуру. Зал был заполнен до отказа. Зрители, среди которых были представители архивов, библиотек, музеев, священнослужители, краеведы, педагоги, студенты, услышали древнерусский знаменный распев и образцы раннего русского многоголосья, они прозвучали в первом отделении концерта. Во втором – известные народные песни и романсы.
«» «В старообрядческой церкви боярыню Феодосию Морозову почитают, как святую преподобномученицу и исповедницу, народная память никогда не прерывалась. И в этом юбилейном году мы рады возможности, что и на государственном уровне можем рассказать о ее подвиге», - отметил отец Иоанн, настоятель калужского старообрядческого храма Знамения Пресвятой Богородицы.В числе почетных гостей – Ирина Федорова, заместитель министра внутренней политики региона и Анастасия Абрамова, заместитель министра культуры и туризма области.
В фойе работала стендовая выставка «Подвиг веры», повествующая о жизни боярыни и ее подвижническом служении. Для гостей экскурсию по экспозиции провела боровский краевед Анна Осипова. Ранее эта выставка была представлена в Боровске.
«» «Выставка обращает на себя внимание, она подготовлена на высоком профессиональном уровне. Благодаря тому, что составители использовали документы федеральных и региональных архивов, здесь собраны уникальные свидетельства той эпохи. Очень хорошо оживляются стенды образами икон и биографичных текстов. И, конечно, интересно то, что история о боярыне Морозовой преподнесена через ее личность», - отметила Майя Добычина, начальник управления по делам архивов Калужской области.К образу боярыни с трагической судьбой не раз обращались художники, музыканты, писатели. Все желающие могли приобрести тематическую литературу, в том числе книгу Ивана Лукаша «Боярыня Морозова».
Феодосия Морозова (в девичестве – Соковнина) – представительница знатного рода. В возрасте 17 лет она вышла замуж за стольника Глеба Морозова. Его старший брат Борис – один из крупных сановных людей той эпохи. Борис и Глеб Ивановичи занимались воспитанием детей царя Алексея Михайловича, поэтому молодая Феодосия оказалась среди придворной роскоши. Она значилась четвертой боярыней в окружении царицы.
Наступившие церковные реформы, проводимые Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, поставили точку в этой истории. Было принято решение унифицировать церковь. Новые идеи стали началом преобразований, в основе которых лежало укрепление церковной власти. Однако, противников реформ было много не только среди крестьян и ремесленников, но и среди знати.
Отстаивала старую веру и Морозова. С этого для нее началось время лишений. Разругавшись с царем, она была сослана в изгнание. Ее сестра – княгиня Евдокия Урусова находилась рядом и разделила участь мятежной боярыни. А та искала духовного руководства у протопопа Аввакума, который обладал огромным авторитетом у людей старой веры.
Боярыню, которая после тайного пострига стала зваться монахиней Феодорой, и княгиню Урусову посадили под домашний арест в Москве. В скором времени последовали ссылки по монастырским подворьям, затем сестер сослали в Боровск. Несмотря на тяжелые испытания, женщины остались верны своим взглядам. По приказу царя их посадили в земляную яму, где содержали в нечеловеческих условиях. Первой от голода и холода умерла княгиня Урусова. В ночь на 2 ноября 1675 года не стало боярыни Морозовой. Хоронили их тайно. Только через 7 лет их братьям, Алексею и Федору Соковниным, разрешили положить на могиле надгробную плиту. Захоронение сохранялось вплоть до 1936 года. Где сейчас покоятся останки боярыни и ее сестры, неизвестно.

Газета
Прямая линия












