Отлично окончил школу и Бауманский, еще студентом начал работать над космическими программами в НПО им. Лавочкина. Это пока весь недлинный жизненный путь молодого калужанина, ставшего победителем в научной номинации конкурса «Человек года-2018».
Любимая советская игрушка
- Мой дед был военным ракетчиком, - рассказывает Александр Штокал. - Отец работает начальником цеха на радиоламповом заводе, мать – в школе, они оба учились в Бауманском, а до них там же - моя бабушка. Она работала ведущим технологом в отделе главного металлурга на «Турбинке». И я тоже пошел учиться на технолога. Один из курсовых проектов был связан с конструированием, и он дался мне с трудом. Но когда я разобрался, работать стало очень интересно. Мне понравилось заниматься конструированием, понравилось быть творцом!
Из астрономов-любителей
Был период, когда Александр занялся любительской астрономией. В одиночку. Просто прочитал в интернете, как это грамотно делается, и купил нужный фотоаппарат. Выходил зимой по ночам, когда небо ясное, и фотографировал звезды и планеты – у него есть портреты всех планет Солнечной системы!
Новый космический телескоп разрабатывается более десяти лет. Он будет изучать Вселенную в ультрафиолетовом диапазоне, и ученые ожидают от него еще больше открытий, чем сделал знаменитый телескоп «Хаббл».
И конструктор, и технолог
Отметим, что диссертация Александра называлась «Особенности получения и физические свойства оксидированных прецизионных узлов космического телескопа». О микродуговом оксидировании (МДО) и рассказывал Александр на конкурсе «Человек года-2018».
Эта технология разработана учеными Новосибирска еще в 1979 г. и очень экономична, требуя несложного оборудования. Мельчайшие электрические дуги воздействуют на металлы, в частности, алюминий, окисляя их. На поверхности деталей создается покрытие, придающее высокую износостойкость, электро- и теплозащиту и другие новые свойства. Это позволяет не увеличивать массу конструкции, исключая необходимость использования более тяжёлых сплавов.
А для авиации и космонавтики, где каждый грамм на счету, использование легких материалов имеет решающее значение. Поэтому Александр, загоревшись идеей технологии МДО, стремится расширить область ее применения в космическом производстве.
- В космосе аппаратура подвергается воздействию жесткого излучения, перепада температур и других факторов, разрушающих материал. А на орбите вышедшие из строя детали легко и просто не заменишь! Я долго доказывал преимущества МДО и все-таки добился результатов - сейчас в НПО им. Лавочкина открывают новую научно-исследовательскую работу - НИР, чтобы официально заняться этой технологией.
Земля – Луна – Калуга – Марс
НПО им. Лавочкина стоит в ряду ведущих российских предприятий космической отрасли, как и его Калужский филиал. Здесь работают над многими проектами, в том числе по программе «Луна-Глоб». Автоматический зонд должен прилуниться на полюсе, где ожидается наличие воды, а значит, есть перспектива строительства базы. Запуск планируется на ближайшие годы.
Еще более волнующий проект – «Экзомарс-2020», выполняемый совместно с Европейским космическим агентством. Основная задача – поиски следов жизни на Красной планете. Европейцы строят марсоход для исследования поверхности, а посадочную платформу для него делают в России в НПО им. Лавочкина.