И у каждого из сохранившихся Домов и Дворцов культуры - своя богатая история
Дома культуры и клубы появились в СССР в 20-х годах XX века, когда был образован Главполитпросвет. Под них отдавали дореволюционные здания и строили новые. Под первый Дом культуры приспособили Народный дом, построенный в августе 1912 года в стиле ампир, переименовали в Клуб железнодорожников имени Андреева и снесли в 1968 году. Ныне на этом месте стоит современная коробка Концертного зала областной филармонии.
Всего в Калуге в 60-80-х годах прошлого столетия работало 9 крупных учреждений культурного досуга.
Каждый из домов культуры в советское время был центром притяжения городского населения, у каждого ДК или клуба была своя изюминка. Увы, до наших дней дожили далеко не все, ещё меньше сохранили свои изначальные функции.
Живая музыка, живая память
19 января на сцене бывшего ДК КЭМЗ (ныне Областной молодежный центр) прошел концерт народного оркестра под управлением легендарного Владимира Бынкина. Практически вся жизнь коллектива была связана с Калужским электромеханическим заводом, которому более 100 лет. Днём рождения принято считать 17 декабря 1927, с того исторического дня оркестр стал неотъемлемой частью КЭМЗ и его заводского клуба. Первыми руководителями были Михаил Губин и Василий Какулин. С 1937-го по 1941 год оркестр возглавлял Николай Хахалев. Долгое время у руля стоял Олег Войде. И вот уже много лет дирижёрская палочка находится в руках заслуженного работника культуры России Владимира Бынкина. Сменил хозяина и статус клуб КЭМЗ, а старейший музыкальный коллектив теперь стал называться оркестром Дома народного творчества «Центральный». Концерт под названием «Живая музыка, живая память» и стал поводом вспомнить о клубах, Домах и Дворцах культуры советской эпохи.
Хлопотное наследство
Калужские клубы, Дома и ворцы культуры, за редким исключением, делятся на два типа: одни ипостроены в духе сталинского классицизма (клуб КЭМЗ), другие - в духе советского модернизма (клубы машзавода). Однако в этом материале хотелось бы поговорить не о внешнем облике, а о внутреннем содержании тех советских ДК, дух которых уже не вернуть. Нынешние ДК, те, что дожили до наших дней, по-прежнему играют важную социокультурную роль. Как и прежде дети и подростки посещают кружки и секции, а старшее поколение - мероприятия и клубы по интересам. Однако люди, причастные к культуре, в один голос утверждают, что нет уже той доброй атмосферы, которая царила в этих центрах в былые годы.
ДК машзавода и КЭМЗ, брошенные богатыми некогда владельцами и перешедшие под крыло городской и областной властей, именуются теперь ГДК (Городской досуговый центр) и ОМЦ (Областной молодежный центр). Величие изначального архитектурного и дизайнерского замысла здесь соседствует с китчем, утилитарностью, заброшенностью и позднесоветским пафосом. Да это и понятно, где взять средства на капитальную перезагрузку? Дом культуры - формат, который явно выбивается из коммерческого контекста сегодняшнего дня. ДК Турбинного завода стоит особняком, жизнь там кипит, как и прежде. Однако бывшим клубам машзавода и КЭМЗ тоже повезло – они выполняют практически те же функции, что и в советское время. Как и 30 лет назад там работают кружки, обучающие детей разным искусствам. ДК железнодорожников превратился в концертный зал музыкального колледжа им. Танеева. В клубе работников торговли теперь расположился Театр кукол. И это неплохо! А вот судьба ДК»Строитель» печальна: его приспособили под офисы, магазины и рестораны.
Приказал долго жить
Несмотря на то, что городские клубы, Дома и Дворцы культуры были в основном ведомственными (строились, финансировались и подчинялись крупным градообразующим предприятиям и заводам), практически все они были доступными для людей любого возраста и профессии. Каждый ДК являлся культурным центром своего микрорайона, у каждого была своя визитная карточка. В районе площади Победы таким был ДК «Строитель». Появился он в конце 1960-х и принадлежал богатейшему «Калугастрою», подчинявшему большинство строительных организаций Калуги и области. В лучшие годы в «Строителе» занимались около 30 творческих коллективов. В его стенах зародился устный журнал «Молодость», и калужане в разное время общались там с режиссером Леонидом Гайдаем, актерами Евгением Матвеевым, Леонидом Каневским и Борисом Хмельницким. На его сцене выступали ВИА «Голубые гитары», «Алиса», «Ария», «Король и Шут» и Лариса Долина. Вместе с «Калугостроем» почил в бозе и ДК «Строитель»: Дворца культуры не стало в 2007-м. Несколько лет площади ДК сдавались разным арендаторам, была идея полностью снести здание. Как-то губернатор Анатолий Артамонов предложил его выкупить за бюджетные деньги у хозев-приватизаторов и вернуть детям, однако собственника это не устроило. И после перепланировки и ремонта ДК «Строитель»: превратился в супермаркет.
В оркестре играли врачи
Безусловно, клубы и ДК, как бы они сегодня ни назывались, всегда были и остаются тем местом, где дети получают первоначальные навыки пения и хореографии, а взрослые разных профессий в свободное от работы время имеют возможность самовыражаться в художественной самодеятельности. А вот что ушло из клубов безвозвратно, так это «танцы по выходным».
Танцплощадки, как место проведения досуга, существовали практически с первых лет СССР. В 50-60 годах на танцах играли «акустические бэнды», а сама атмосфера немного напоминала дореволюционные балы — мужчины и женщины собирались отдельно, танцы имели названия и часто шли в определенном порядке, у вечера нередко был конферансье.
- В 1962-м, поступив в МВТУ им. Баумана на вечернее отделение, я устроился слесарем на «Калугаприбор», - вспоминает Юрий ЛОГВИНОВ (в конце 70-х – 1-й секретарь Калужского горкома комсомола, с 1981-го по 1986-й - директор Калужского драмтеатра, ныне директор областного учебно-методического центра образования в сфере культуры и искусства). – Маленький клуб, в простонародье красный уголок, располагался на территории завода. Заведовала им Нина Петровна Мониковская. Каких только коллективов там не было! Духовой и эстрадный оркестры, несколько танцевальных ансамблей, инструментальные и вокальные квартеты, солисты. В каждом цехе и отделе был свой самодеятельный коллектив. Когда проводили смотры цеховых артистов ажиотаж был немыслимый! Зрителей в 100-местный зал набивалось под самый потолок! Победителей награждали грамотами, денежными премиями и поездками по стране. Таким образом я побывал в Ленинграде, Киеве, на Домбае, в Сухуми. Помимо того, что я играл в разных оркестрах на фортепиано, часто выступал как конферансье. В клубе железнодорожников каждый год проходил городской конкурс чтецов, в котором моими конкурентами были Валерия Визгова – ныне директор ТЮЗа, Николай Троицкий - будущий директор «Кремлёвского балета», Николай Скорик – ныне режиссер МХАТа.
Каждый ДК отличался своей неповторимой изюминкой. В ДК КЭМЗ помимо знаменитого духового оркестра, был ещё и очень солидный эстрадный оркестр лундстремовского размаха с четырьмя саксофонами! Это заслуга незабвенного Олега Войде. Театральным кружком там руководил Евгений Сумин. Известный в городе эстрадный оркестр «Пульс» репетировал в красном уголке областной больницы. На саксофоне играл отоларинголог Герман Склабинский, на контрабасе – главный врач детской больницы Юрий Куликов, на аккордеоне – Лев Мамчин – главный рентгенолог области, пел знаменитый отоларинголог Отто Гейне, а руководил ими хирург Юрий Фирстов, виртуозно владевший саксофоном. Дворец культуры «Строитель» - это прежде всего хореографические коллективы Людмилы Важесовой. В клубе работников торговли в 80-х годах гремел своими яркими постановками театр «Диалог» молодого режиссера Александра Баранникова. Клубы машзавода и железнодорожников славились сильной школой бальных танцев. В заводском клубе Калугаприбора была очень сильная агитбригада. Там же зародился «Литературный театр Людмилы Кудрявской», впоследствии перебравшийся под крышу клуба машзавода.
Сегодня в клубе будут танцы
Ближе к семидесятым годам на танцах в клубах стали выступать различные ВИА. На танцплощадках царила особая атмосфера. Большинство из нас до сих пор помнят те, ни с чем несравнимые вечера пролетевшей молодости.
- На Маяковке, где я жил в 70-х, пронесся слух, что в клубе работников торговли набирают музыкантов в ВИА, - вспоминает Валерий ВОЛХОНСКИЙ, музыкант, руководитель кавер-группы MORE. – Я тогда учился в машиностроительном техникуме и играл в студенческом ансамбле. Вместе с барабанщиком мы отправились попытать счастья. Пришли, когда на сцене прослушивали солистов – какая-то очаровашка пела пугачёвскую «… И понапрасну не надо…». И тут появляется чувак такой модный, а в руках у него чешская Тornadо! Я сразу понял – мне тут ничего не светит. Настоящие фирменные гитары, вроде Fender или Gibson, в СССР были доступны только небожителям из филармоний. Мы, 16-летние пацаны, в лучшем случае играли на болгарских Orpheus, а чаще всего, обходились советскими «Уралами», именуемыми в музыкальной среде «лопатами», «веслами» и «дровами». В клубах и ресторанах играли на чехословацких Iolana, Тornadо, или восточногерманских Musima.
В конце 70-х мы ходили на танцы в ДК «Строитель», но не танцевать, а слушать шикарный ансамбль, в котором на гитаре играл лощёный красавец, любимец женщин, всегда слегка «под градусом» Сергей Фадеев, совершенно непьющий барабанщик Александр Малышев, Сергей Панов и потрясающий вокалист Женя Петрушин. Играли они убойно! Популярными тогда были песни групп Smokie, Teaсh-In, песняровская «Олеся», «Там, где клён шумит» «Синей птицы»… Делали свои аранжировки известных песен. Например, «самоцветовскую» «рельсы упрямо режут тайгу…» начинали вступлением из хита Deep Purple! А я хвастался девчонкам, что они исполняют одну мою песню. Как она попала к ним, это отдельная история. Я тогда был на седьмом небе от счастья!
В 80-х уже сам играл на вечерах «Для тех, кому за 30» в клубе КЭМЗ. Наш ансамбль назывался «Колесо фортуны». Сначала танцы проходили в фойе. Начинали программу с танго и вальса, потом переходили к заводным быстрым танцам. В перерыве публика шла в зал - смотрели мультики для сближения. Возвращались на танц-пол и мы давили «медляки». Практически обязательным был белый танец, во время которого девушки приглашали парней. Люди действительно приходили знакомиться, некоторые женились. Такие вечера «кому за 30» проводились в клубе КЭМЗ вплоть до конца XX века. Популярностью они пользовались бешеной: только количество проданных билетов доходило до 800! А были ведь и те, кто просачивался «по дружбе» с музыкантами и персоналом. Мы были, наверное, «последними из могикан». ВИА и группы давно уже вытеснили дискотеки.
Поодиночке на танцы не ходили
То, что можно назвать «дискотекой», стало появляться где-то в конце 70-х - начале 80-х годов. Главное отличие «дискотеки» от «танцев» было в том, что вместо живого ансамбля ставили записи. За очередность отвечал диск-жокей (позже – ди-джей), а помогали ему звуко- и светорежиссеры. Записи включались с пластинок либо с бобин, а позже — с аудиокассет. Как правило, у диск-жокея были два магнитофона или две «вертушки» (проигрыватели пластинок). Пока с первого магнитофона играла музыка, диск-жокей готовил на втором апарате новую композицию.
Особо продвинутые диск-жокеи пользовались звукорежиссерскими пультами (вроде «Электроники» серии ПМ) - технику, подключенную через пульт, можно было выводить как на общие колонки для зала, так и себе отдельно на наушники. С помощью пульта записи можно было пускать композиции одну за другой практически без паузы, пользуясь фейдерами регулировки громкости - это было очень удобно.
ДК «Строитель» я руководил дискотекой «Импульс» в середине 80-х, - вспоминает журналист и писатель Сергей ФАДЕЕВ. – Директором Дворца был тогда Николай Иванович Куценко - человек старой формации, рок-музыку не приветствовал. Однако дискотека приносила реальный доход, собирая до 600 человек. Вход стоил 1 рубль. Проводили мы ее два-три раза в неделю и получали за это по 30 рублей. Всегда старались радовать публику музыкальными новинками. Первыми в Калуге крутили «Мираж», «Сталкер» Андрея Державина. Записи доставал через друзей МГУшников. Сама музыкальная программа строилась обычно так: 4-5 быстрых танцевальных треков, потом один «медляк», во время которого можно было пригласить понравившуюся во время быстрых танцев девушку, затем опять быстрые композиции. Светом и звуком заведовали парни из Бауманского» - будущие инженеры, большие изобретатели. У нас было всё на высшем уровне – страбоскопы новейшие, мы экспериментировали с плавающим дымом. Мужская часть публики состояла приоритетно из молодёжных группировок: «Кошки», «Апачи», «Ягодка», «Нация». А территориально к нам ближе всех были «Центр» и «Периметр». Массовые драки были частью, атрибутом дискотечных вечеров. Частенько милиция увозила драчунов на нескольких машинах. Несколько раз страдала и наша дорогая аппаратура. Однако к нам хулиганы относились с почтением.
С началом перестройки цензура ослабла, и пошли «ритмы зарубежной эстрады». Популярными были такие исполнители, как ABBA, Modern Talking, CC-Catch, Boney M. В самые последние годы существования СССР были также популярны синтпоп-команды вроде Depeche Mode, Pet Shop Boys, Erasure.
Я считал, что наша дискотека была самой посещаемой в области - 600-700 человек – обычное дело, пока не попал в Обнинск. Их местный диско-клуб «Всплеск» под руководством Андрея Первова проводил вечера в танцевальном павильоне «Ритм», рассчитанном на 1200 танцующих! Нашу программу, составленную из евро-диско, в Обнинске не восприняли. Наукоградцы тогда уже танцевали под новую волну и регги.
P.S. В настоящее время массовые танцы как отдельный вид отдыха из клубов и ДК практически исчезли, танцевальные вечерники теперь проводятся в ночных клубах, с соответствующим оборудованием и программой.