Кавказский котёл
– Пятеро раненых, один убитый – наши потери в том бою. Но нападение мы отбили. До возвращения домой оставалась всего неделя, – вспоминает Юрий Петраков. – Могу сказать, чудо спасло меня и моих товарищей, которые были в заброшенной кошаре, где раньше держали овец. Снаряд угодил в стропило. Если бы разорвался, мы бы погибли…С середины 90-х годов кипел кавказский котел – первая, вторая, третья чеченская война. Контртеррористические операции, говоря на официальном языке. Командировки в горячую точку стали для сотрудников милиции обычным делом. Майор Петраков и его подчиненные вели патрулирование, осуществляли пропускной режим. Причем КПП часто становились мишенью для нападений.
– Я прошел все три чеченские кампании, выезжал в Дагестан, когда туда вторглись боевики под командованием Басаева и Хаттаба, – продолжает Юрий Николаевич. – Мне пришлось самому участвовать в отборе личного состава для этих командировок. Боевые действия – это не прогулка по горам. От того, насколько сплоченным будет подразделение, зависит жизнь каждого. Отдельная тема – отношения с местным населением. Надо отметить, что в Чечне в массе своей жители относились к нам хорошо, помогали решать бытовые вопросы, делились важной информацией, как было в 2000 году под Аргуном. Тогда мы в чистом поле жили, всегда как на ладони. Пока до места доехали, нас обстреливали трижды. Застань нас бандиты врасплох на семи ветрах…
Один из шурави
Как гласит пословица: кто промок под дождем, тому не страшна роса. Что такое война в горах, Юрий Петраков знал хорошо – за плечами Афганистан. Он попал туда в 1982 году. Вызвался сам. На афганскую войну ехали несколько его друзей. «Не мужчина я, что ли!» – решил он и пошел с просьбой к руководству. Две недели учебки в Ташкенте. Вот самолет взял курс на Кабул.– Страна поначалу, мягко говоря, удивила, – говорит он. – По прилету нас расквартировали и стали распределять по местам службы. Город мы увидели из окна машины. Арбы, запряженные ослами, видавшие виды грузовики, улицы, как сплошные шумные торговые ряды… Детишки мал мала меньше с нашими… ППШ!
Калужан распределили по разным частям. Петраков попал в спецподразделение, охранявшее руководство советских войск. Сотрудник личной охраны должен обладать навыками аналитика, бойца, психолога, чтобы защитить человека от нападения, утраты конфиденциальной информации. Все это предстояло освоить Юрию.
– Мне пришлось много поездить по стране. Видел и бедные кишлаки с саманными домишками, и дворец Амина, уцелевший после штурма в 1979 году, – рассказывает он. – Не раз приходилось участвовать в боестолкновениях.
Подробности описывает очень скупо – сказывается специфика службы. Но медаль «За боевые заслуги», награды Афганистана говорят сами за себя.
– Самое главное – живой вернулся и мои друзья тоже! – считает Юрий Петраков. – Вначале непривычно было, страшновато – взрывы, выстрелы, но через неделю-другую привыкаешь. Мужчина на то и мужчина. Первое время по возвращении домой мне снился Афганистан, снились бои. Потом все улеглось, ушло на дно памяти.
На передовой
Жизнь проверяла его на прочность не только в горячих точках. Работа в милиции сама по себе тихих будней не предполагает. Правда, когда в 1973 году, отслужив на Камчатке в стройбате, Юрий приехал из родных Хвастовичей в Калугу, такой карьеры даже в мыслях не было. Устроился на завод, учился на токаря, женился. Молодая семья остро нуждалась в жилье. Пришлось вспомнить полученные в армии навыки и пойти работать на стройку. Прошло пять лет. В те времена кадры в органы внутренних дел набирали на предприятиях, направляли молодежь по комсомольским путевкам. Петраков решил круто поменять свою жизнь.Попал сразу на передовую – в патрульно-постовую службу. 24 часа в сутки в любую погоду сотрудники ППС выходят на охрану общественного порядка. Первым серьезным испытанием стала Олимпиада-80. Подразделения из Калуги работали на московских улицах, спортивных объектах, в частности, на стадионе «Дружба», где проходили соревнования по волейболу. Он отдал ППС 15 лет, а завершал службу в звании подполковника милиции начальником штаба батальона конвойной службы.
– Опыт, полученный в горячих точках, оказался очень важным, – подчеркнул Юрий Петраков, сегодня член Калужского отделения общественной организации «Боевое боатство». – Боевое братство – не просто слова. Ценишь своих боевых товарищей, теплые дружеские отношения, доверие.
Фото из личного архива Ю. Петракова.