1. По святым законам гостеприимства
Вскоре после того, как Всевышний сотворил людей, обратился он к представителю каждого народа: «Приходите завтра в полдень ко мне, буду вам земли раздавать». Собрался в путь и абхаз. Запряг рано утром коня, но только выехал за ворота, видит – бредет мимо усталый путник. Ну как не помочь человеку! «Заходи, - говорит, дорогой, будешь мне гостем». Накрыл абхаз стол, накормил-напоил путника как положено, дал отдохнуть и проводил со двора с подарками. Только солнце уже высоко, не успеть ему теперь к назначенному часу. Приехал ко Всевышнему под вечер, когда все народы свои земли уже получили. «Почему опоздал?» - спрашивает Господь. «Гостя принимал», - отвечает абхаз. «Гостя принимать – дело святое. Вот только как же с тобой быть, земли-то для тебя не осталось». Подумал Всевышний и решил: «Есть у меня в запасе один чудесный край – для себя берег. Но уж коли ты к гостям так относишься, - награжу тебя, забирай». Так по легенде обрели абхазы родину.Абхазы называют свою страну Апсны, что ученые переводят как «страна апсов (абхазов)», а сами они - как «страна души». Здесь действительно живут люди с широкой, доброй душой. Кстати, Абхазия была во времена СССР лидером по числу долгожителей на тысячу населения. Феномен сей аборигены объясняют просто: «Злые люди долго не живут».
Приверженность многовековым традициям – главная, пожалуй, идеологическая скрепа абхазского народа. А одна из главных, нерушимых традиций – гостеприимство.
- Принимал абхаз гостя. День принимает, два, три – гость сыт-пьян, доволен. А у абхаза дел не сделанных копится и копится. Вот на четвертый день собрался гость домой. Попрощался, вышел во двор, оседлал коня. Хозяин вышел провожать. Кричит вслед: «Дорогой, оставайся, еще хоть на денек задержись у меня!». Гость и развернул коня. Возвращается, спрыгивает с седла: «Уговорил ты меня, друг, еще денек-другой погощу у тебя! Скажи, куда мне коня привязать?». Помолчал хозяин и ответил: «За язык мой привяжи!».
Анекдот этот рассказал нам Руслан Кокоскерия, хозяин родовой усадьбы в селе Дурипш неподалеку от Гудауты. Усадьбу эту знает, наверное, каждый приезжающий в Абхазию турист. Здесь традиционным застольем заканчиваются многие экскурсионные маршруты. Агротуристическая идея пришла в голову Руслану лет 15 назад и удачно воплотилась в жизнь. В сезон за столами в гостеприимной усадьбе собирается по 500-600 человек. В Дурипш едут не только насытиться, но и прикоснуться к исконно абхазской культуре, быту, традициям. Хозяин ведет экскурсию по усадьбе - показывает туристам свой плодовый сад, винный погреб, процесс приготовления предстоящей трапезы, родовое кладбище…
Да, абхазы хоронят своих родственников рядом с домом, на специально отведенном участке сада: «Здесь, на этой земле они родились, жили и обрели вечный покой. Здесь они с нами. И предки нас на этой земле держат – разве продашь усадьбу с кладбищем».
Руслан рассказывает не замолкая – о своем народе, о селе, о родовых правилах, о прошлом и настоящем.
- Слава Всевышнему, не было, нет, и, поможет Господь, не будет на нашей земле никаких заводов и фабрик. Всё нам дает эта земля, что нужно для жизни, всё нас устраивает. Так было, есть, и, дай Господь, будет вовеки.
Не смолкает хозяин и на застолье, взяв на себя роль тамады – так и сыплет тостами: обстоятельными, мудрыми, цветистыми.
«Тост – это молитва» - говорят абхазы. И это не шутка, не бравада. Абхазское понятие «тост» переводится как «новая молитва». Весь ритуал застолья наполнен здесь сакральными смыслами, и все его тонкости требуют неукоснительного соблюдения.
Роль тамады в застолье трудно переоценить – он «ведет стол» на протяжении всей трапезы. Избирается для выполнения этой почетной и ответственной миссии человек уважаемый, велеречивый и, что очень важно, способный много выпить, не теряя рассудка. Тамада произносит все тосты. Он, конечно, может предоставить слово гостю, но в свой, известный только ему черед. Не будучи в курсе этих правил мы, бывало, попадали впросак, намереваясь рассыпаться в благодарностях принимающей стороне в часы неформального общения за столом с абхазскими коллегами – пыл наших тостующих неизменно охлаждался укоризненными взглядами хозяев.
Первый тост абхазы всегда поднимают, обращаясь к Всевышнему за благословением (в упрощенном варианте – «за Всевышнего!»). Далее следуют тосты «за народы», «за мир», «за святых и святыни», «за ангела-хранителя», «за время, в котором живем», «за павших героев» и так далее, и так далее. А ближе к концу застолья поднимают бокалы за здоровье каждого из присутствующих. В общем, в нескольких словах рассказать об этом сакральном действе нельзя, как и о целом своде неписаных правил поведения за «правильным» столом.
Здесь, пожалуй, уместны будут несколько слов о религии. 65 процентов абхазов причисляют себя к православным христианам, 15 процентов – к мусульманам. Но вряд ли приверженность заповедям этих религий, например, постам, или полному запрету спиртного в исламе, сочетается с постулатом «тост – это молитва». В Абхазии мировые религии круто замешаны на очень древних местных верованиях.
… Столы в усадьбе Руслана Кокоскерия ломятся от традиционных яств. Здесь исконная мамалыга – крутая каша из кукурузной муки или крупы, божественные хачапури, соленые сыры из козьего и коровьего молока, нежное копченое мясо, густой соус из фасоли – абхазский вариант лобио, обжигающая рот аджика, баклажаны с начинкой из ореховой пасты, острая капуста со свеклой, шашлыки, овощи и зелень с огорода, фрукты из сада. На импровизированной сцене очаровывают гостей зажигательными горскими танцами юные джигиты и черноокие точеные красавицы. А Руслан все поднимает тост за тостом: за Всевышнего, за народы, за мир, за здоровье каждого из присутствующих…
Фото: Юрий РАСТОРГУЕВ и Виктор РУДЕНКО.