Путь к Одинокой Горе
«Эребор» – одно из творческих объединений детско-подросткового клуба «Вятичи», входящего в муниципальное образовательное учреждение «Содружество». Название связано со знаменитым произведением Джона Толкина «Хоббит» – именно так на эльфийском языке называлась Одинокая Гора, в которой спал охранявший золото дракон. Это калужский клуб ролевых игр, работающий с 1992 года. Уже почти 27 лет им бессменно руководит педагог Юлия ЛЕДЯКОВА.– Студенткой я пришла в клуб любителей фантастики еще в советские времена, когда книги были в дефиците, – вспоминает Юлия. – В клубе менялись книгами, проводили фестивали фантастики, куда приезжали писатели-фантасты, в том числе зарубежные. И на одном из таких фестивалей я познакомилась с людьми, посетившими самую первую российскую полевую ролевую игру, проходившую под Красноярском. В 1991 году игра проводилась уже под Москвой. Съездив туда, я поняла, что это именно та форма работы с детьми, которая меня привлекает. Клуб любителей фантастики казался мне слишком тесным, хотелось универсальной формы для подростков и взрослых. И тогда был создан клуб ролевых игр, который назвали «Эребор».
Важно отметить, что «Эребор» – один из последних ролевых клубов, где дети занимаются бесплатно.
Клуб работает с детьми самого трудного возраста – от 12 лет. Именно в этот период школьники восстают против родителей и перестают ходить в секции и кружки. А клуб – отличная альтернатива улице, где подросток может попасть в плохую компанию и даже в уголовную среду.
Ролевые игры живого действия появились в разных странах независимо друг от друга в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В СССР ролевое движение возникло в среде толкинистов, ценителей творчества писателя и университетского профессора Джона Толкина. Первая полигонная ролевая игра была основана на его книге «Властелин колец». В 1993-1994 годах игры проводились уже по другим фэнтезийным мирам, а также на исторические темы. Сейчас тематика таких мероприятий очень широка: калужские ролевики этим летом съездили на историческую игру по становлению древней Армении, на фестиваль, посвященный циклу книг Анджея Сапковского «Ведьмак», почувствовали себя персонажами фантастической вселенной из произведений Глена Кука «Черный отряд».
Игровая магия
Однако и после совершеннолетия многие воспитанники продолжают посещать «Эребор», устраивают своего рода встречи выпускников и ездят на полевые ролевые игры. Зачем это нужно взрослым людям? Вот что по этому поводу думает Юлия Ледякова:– Многие считают, что это эскапизм (уход от действительности), что в игры играют только неудачники. На самом деле это не так, совершенно не так. Многие мои воспитанники стали очень успешными людьми, и я уверена, что немалую роль в этом сыграли именно ролевые игры. Это социализация. Ребенок, подросток, взрослый человек могут попробовать разные социальные сценарии, проверить в игре различные модели поведения. Участие взрослого человека в игре – это всегда социальный эксперимент над самим собой.
Наталия БАРАНОВА – выпускница клуба. У нее высокооплачиваемая работа в фармацевтической компании, есть семья, с которой она летом отправляется куда-нибудь на море или посмотреть европейские достопримечательности. Но часть своего отпуска Наталия каждое лето оставляет для поездки на полевые ролевые игры.
– Я езжу за эмоциями, в том числе и негативными, за общением с новыми людьми и со старыми знакомыми, которые живут в других городах, – рассказывает Наталия. – Фантастику и фэнтези я в детстве просто обожала. Читала запоем, поэтому, когда узнала, что можно не только читать, но и быть участником всех этих событий, бежала в клуб со всех ног. В отличие от любительского театра тут ты играешь для себя. Нет зрителя, который будет оценивать игру. И еще это возможность пообщаться с людьми без социальных масок: ты понятия не имеешь, кто они в реальной жизни – бизнесмены, сантехники, учителя, врачи. Не имеют значения ни социальное положение, ни финансовые возможности человека. На игровом полигоне ты ощущаешь настоящую магию.
Фото из личных архивов Юлии ЛЕДЯКОВОЙ, Наталии БАРАНОВОЙ и Анастасии ПОТАПОВОЙ.