Юбилей в кругу поэтов
Полотняный Завод – место, напитанное историей. Муза и жена гения русской словесности Наталья Гончарова провела счастливые годы детства на Полотняно-Заводской земле. Да и сам Александр Сергеевич любил тут бывать. Музей-заповедник «Полотняный Завод» пригласил почитателей и ценителей поэзии на XLI Пушкинский праздник. Атмосфера его настолько притягательна, что даже глава региона Анатолий Артамонов не удержался и на церемонии открытия прочитал стихо-творение Пушкина. Самый теплый прием был оказан воспитанникам ДШИ имени Н. Гончаровой, которые стали участниками торжества. Ребятишки блеснули своими талантами – танцевали, пели, декламировали стихи, которые звучали вдохновенно и очень искренне.Праздник объединил литераторов Калужского края. В парке у беседки над прудом они представили отрывки из романа «Евгений Онегин» – это попытка словом «нарисовать» портреты пушкинских героев Татьяны Лариной и Онегина, подобрав фрагменты из произведения таким образом, чтобы слушателю было понятно, какими их представлял автор.
Путешествие в пушкинскую эпоху
А в залах главного дома усадьбы проходили театрализованные экскурсии. В роли гидов - актеры Калужского ТЮЗа. Вот Дмитрий Николаевич Гончаров ведет рассказ о заслугах своего прапрадеда Афанасия Абрамовича и знакомстве с Пушкиным. Вот маленький казачок в испуге схватился за голову: его попросили натереть столовое серебро, но, заигравшись с подносом, мальчишка нечаянно нарушил покой гостившего у Гончаровых поэта. Сорванец не на шутку перепугался, подумав, что за это его сошлют на конюшню. На шум вышел Пушкин. Он не только не наказал парнишку, но и подарил ему серебряную монету, которую потом тот хранил всю жизнь. Это самая невероятная, но правдивая история.По словам музейщиков, такой случай действительно имел место в стенах этого дома. Вообще тут всегда было много народа – хозяева слыли людьми гостеприимными. В мае 1830 года в двери постучали два человека: калужский книготорговец Иван Антипин со своим приятелем пришли, чтобы поздравить поэта с днем рождения. Путь из Калуги они проделали пешком, как паломники ходят по святым местам. Из глубокого уважения к Александру Сергеевичу. Спустя столетия мы тоже познакомились с этими замечательными людьми! Встречаем мы и барышню-крестьянку – лирическую героиню одноименной повести, влюбленную в молодого барина Алексея Берестова. А в голубой гостиной посетителей приветствовали Александр Сергеевич и его супруга – прекрасная Натали.
Как полагается, на празднике было много музыки. Зрителей очаровали романсы на стихи А. С. Пушкина в исполнении солистов областной филармонии и русские народные песни. Своих слушателей собрал кондровский духовой оркестр под управлением Евгения Монахова. Звучали фокстроты, танго, старинные вальсы. В их ряду достойное место занял вальс, написанный советским композитором Евгением Дрейзиным - автор знаменитой «Березки» в 30-е годы прошлого века жил в Полотняном Заводе. Зрители получили огромное удовольствие от почти забытых мелодий, ведь некоторые помнят их еще из детства.
Портрет Пиковой дамы
В залах Калужского музея изобразительных искусств экспонируется четвертая выставка музейного проекта «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой», посвященная знаменательной дате. Интересно то, что мы можем познакомиться с иллюстрациями, которые возможно увидеть только в книгах. Экспозиция вобрала графику мэтров русской гравюры XX столетия – Владимира Фаворского, Алексея Кравченко и Федора Константинова – иллюстрации к драме «Борис Годунов», повестям «Медный всадник» и «Пиковая дама», а также к трагедии «Моцарт и Сальери» - все авторы были вдохновлены бессмертными творениями Пушкина. Их работы выполнены в технике ксилографии, они поступили в собрание музея во второй половине XX – начале XXI века.
Украшением экспозиции служит скульптурный портрет поэта, созданный известным скульптором Саррой Лебедевой. Яркий и самобытный, он сразу привлекает внимание. Художница смогла передать не только его внешние особенности, но и легкую поэтическую натуру.
Вошедшая в экспозицию работа Алексея Кравченко – иллюстрация к повести «Пиковая дама» - необычна своей историей. Как рассказала куратор выставки Кристина Арутюнян, серия к данному произведению состояла из семи гравюр, все они были сделаны в конце 1930-х годов по заказу английского издательства. Однако смерть художника не позволила их тогда издать. Только спустя четыре десятилетия, в 1981 году, в Советском Союзе увидела свет книга с иллюстрациями Кравченко. Калужский лист представляет собой рисунок к первой главе повести с изображением молодой графини в Версале в компании дам и герцога Орлеанского, играющих за круглым столом в карточную игру «Фараон».
В залах Калужского музея изобразительных искусств экспонируется четвертая выставка музейного проекта «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой», посвященная знаменательной дате. Интересно то, что мы можем познакомиться с иллюстрациями, которые возможно увидеть только в книгах. Экспозиция вобрала графику мэтров русской гравюры XX столетия – Владимира Фаворского, Алексея Кравченко и Федора Константинова – иллюстрации к драме «Борис Годунов», повестям «Медный всадник» и «Пиковая дама», а также к трагедии «Моцарт и Сальери» - все авторы были вдохновлены бессмертными творениями Пушкина. Их работы выполнены в технике ксилографии, они поступили в собрание музея во второй половине XX – начале XXI века.
Украшением экспозиции служит скульптурный портрет поэта, созданный известным скульптором Саррой Лебедевой. Яркий и самобытный, он сразу привлекает внимание. Художница смогла передать не только его внешние особенности, но и легкую поэтическую натуру.
Вошедшая в экспозицию работа Алексея Кравченко – иллюстрация к повести «Пиковая дама» - необычна своей историей. Как рассказала куратор выставки Кристина Арутюнян, серия к данному произведению состояла из семи гравюр, все они были сделаны в конце 1930-х годов по заказу английского издательства. Однако смерть художника не позволила их тогда издать. Только спустя четыре десятилетия, в 1981 году, в Советском Союзе увидела свет книга с иллюстрациями Кравченко. Калужский лист представляет собой рисунок к первой главе повести с изображением молодой графини в Версале в компании дам и герцога Орлеанского, играющих за круглым столом в карточную игру «Фараон».
Фото автора и Сергея ЛЯЛЯКИНА.