Эти росписи были одними из первых крупных художественных работ Русской православной церкви после периода гонений и представляют уникальный комплекс фресок. Он выполнен Евгением Максимовым с участием многих молодых мастеров, впоследствии ставших ведущими церковными художниками.
В оптинском храме была восстановлена древняя техника фрески, и эти фрески до сих пор остаются уникальным явлением в современном русском церковном искусстве.
– Оптина пустынь в 1987 году была передана Русской православной церкви. Это был один из первых возвращенных ей монастырей после периода гонений на православие, – говорит директор музея Илья Яценко. – От Казанского собора оставались к тому времени только куски стен, а после того как монастырь возвращен, началось его активное возрождение. В 1995 году храм восстановили, но с голыми стенами. Было принято решение его расписать. Тогда практически никто не знал, как это делать, подобных проектов в советское время, естественно, не было.
Автором росписей стал художник Евгений Максимов, уже имевший опыт работы на Кипре.
– У нас у всех было огромное желание поработать. Исходных материалов оставалось немного, но мы и не хотели восстанавливать так, как было, потому что тогда все было в золоте и финтифлюшках. В 90-е годы это совсем не вязалось с православием и со вкусами монахов. Решили взять за образец древнерусское искусство. Был создан художественный совет во главе с наместником отцом Венедиктом, он предлагал идеи, мы свои. Решали все соборно, – рассказывает Евгений Максимов.
Он вспоминает, что впервые приехал в монастырь зимой 1995 года, а летом уже начались работы. До начала их проведения готовились, делали эскизы и пробы.
– Я знал, как это делать, потому занимался росписями на Кипре. А как преподаватель Суриковского училища знакомил с технологией студентов, объяснял, как и в каком темпе вести работы, какие брать штукатурки. Привозил сюда студентов на практику. Многие оставались не только на два месяца, но и дольше, воцерковлялись здесь.
По словам художника, эта работа ему дорога как первая серьезная в отечественном храме.
– Это было интересное и замечательное время. Уже после работы в Оптиной у меня были главный купол храма Христа Спасителя, Свято-Николаевский Патриарший Собор в Нью-Йорке и другие интересные работы. Но эта стала первой такой значительной, – говорит Евгений Максимов.
К 1999 году храм был расписан. Результат этого вдохновенного творчества могут увидеть сейчас все паломники Оптиной. Выставка в Козельске, посвященная 20-летию завершения работ в Казанском храме, будет работать до 15 мая.
Евгений Максимов – признанный художник-монументалист и живописец-станковист, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии правительства Москвы, народный художник России, действительный член Российской академии художеств. Значительное место в его творчестве занимают росписи православных храмов в России и за рубежом.
Работы Евгения Максимова находятся во многих музеях нашей страны и за рубежом.
Работы Евгения Максимова находятся во многих музеях нашей страны и за рубежом.
Фото автора.