Она многолика. Бетон? Стекло? Бумага? Сразу и не поймешь, что перед тобой глина. Она многогранна. Грани утилитарных горшков и крынок перешагнула давно. Она многоцветна. Найдете любые оттенки – от привычного охристого до едких кислотных. «И движется вне граней и орбит». Эта строчка из стихотворения Александра Чижевского стала лейтмотивом III фестиваля современной керамики, который прошел на минувшей неделе в Калуге. Его посвятили 125-летию великого ученого, философа, художника, поэта и назвали «Млечный путь. Вне граней и орбит. Чижевский».
Сделай солнце!
Глина не так податлива, как может показаться. Ком тяжелый, влажный. Разминаешь его руками, скалкой. Сноровки не хватает…Накануне фестиваля мы, журналисты, смогли попробовать себя в роли керамистов. Пресс-конференции его куратор и руководитель мастерской керамики калужского Инновационного культурного центра Карина Саитова по традиции проводит интерактивные. Засучив рукава, надев фартуки, пытаемся лепить солнышко или что-то на него похожее. Тема выбрана не случайно – изучением влияния солнца на земные процессы занимался Александр Леонидович Чижевский.
– На этом фестивале впервые будут выставляться наравне с профессионалами керамисты-любители – учащиеся мастерской керамики ИКЦ. Еще у нас будет коллаборация с фотографией: танцовщики из Инновационного театра балета лепили маски для перформанса и с ними фотографировались. Фотохудожник Юлия Дударева сделала коллажи, – рассказывает Карина САИТОВА.
Под пленкой скрывалась одна из главных изюмин фестиваля – керамический портрет Чижевского работы художницы из Санкт-Петербурга Анастасии Базановой. Ожидали еще два панно с портретами Чижевского и Циолковского. Их сделала Ирина Жарикова, она тоже из Питера.
Тем временем солнышко мое уже плющилось на столе блином. По нему пролетал спутник с надписью «Калуга». Интересно, обжиг выдержит?
Леонардо да Винчи XX века
«Я всегда был ненасытен и всегда жаждал. Если бы у меня были тысячи глаз и тысячи рук, я всем бы им нашел работу. Я все хотел сам видеть, все слышать, все ощущать, во все проникнуть и насытить наконец свою неутолимую жажду. Ни разу в жизни я не был чем-либо удовлетворен. Да, я никогда не знал удовлетворения. Что бы ни вышло из-под моего пера, моей кисти, из моих лабораторий, могло меня удовлетворить лишь на час или день. Затем чувство досады и неудовлетворенности закрадывалось в мое сердце», – так Александр Чижевский говорил сам о себе.
Многогранность его таланта поражала: от гелиобиологии до живописи. Он был одной из самых ярких звезд на небосклоне русской науки XX века и одним из самых недооцененных ученых. То, что не сделали его современники, старается восполнить нынешнее поколение.
Эксперименты, смелые решения. Очень в духе Чижевского. Анастасия БАЗАНОВА сделала шаг от живописи к керамике. А здесь, в ИКЦ, представила его неординарный портрет, ставший «ядром» перформанса на открытии фестиваля.
– Я живописец, училась в Санкт-Петербургском институте живописи скульптуры и архитектуры имени Репина. Случай свел с руководителем керамической студии Кариной Саитовой. Оказалось, керамика – это настолько увлекательно! Потрясающе делать объем, а не двухмерное пространство на картине! Карина сказала, что фестиваль будет посвящен Чижевскому, и мне захотелось сделать его портрет. Я несколько месяцев над ним работала, старалась добиться большего сходства. В процессе нам понравились необработанные края. Символ свободы гения, – поделилась Анастасия.
Семнадцать
Темные грани внутри полусферы, как нутро неизвестной планеты. Ажурных существ, видно, выплеснул на обитый тканью куб океан-Солярис. В грубые рамки зажаты весенние льдинки. У толстоногих, словно у идолов древних храмов, «Предрассудков» качаются… глаза и губы… Грани стерты, орбиты сбиты…17 участников – художников-керамистов из Калуги, Москвы, Санкт-Петербурга, Еревана – представили в ИКЦ свои работы. Разные техники, разные стили. Все хочется рассматривать и, что греха таить, трогать. Есть фактуры совсем не похожие на привычные нам. Художники признаются, что керамика, с одной стороны, способна преподносить сюрпризы – можешь вытащить из печи после обжига не совсем то, что ожидал; с другой – стать твоим соавтором, дарить новые идеи.
– Новые формы на гончарном круге сложно искать. За тысячи лет его существования человечество создало все возможные. Но я люблю гончарить. Медитативный, на самом деле, процесс. Не устаешь. Всегда можно интерпретировать форму, найти новое решение, методы подачи. Последние годы керамика набирает популярность. У людей большой интерес и к делу гончарному, и к новым формам, – поделился Григор БАЛБАЯН, художник из Еревана.
Он постоянный участник калужского фестиваля современной керамики. За гончарным кругом 25 лет и ни разу не пожалел о своем выборе. В подтверждение его слов добавим, что мастер-классы, в том числе и те, что проводит Григор в рамках «Млечного пути», пользуются огромной популярностью у калужан. В этот раз все места разобрали в первые дни регистрации, пришлось добавлять. С глиной с удовольствием работают и взрослые, и дети. Пройдет время, может быть, кто-то из этих мальчишек и девчонок откроет новую страницу в искусстве керамики.