Талант у Ксении Трифоновны Куликовой особенный – быть женой творца. Супруга своего называла не иначе как художником и говорила: вот художник приедет…, что скажет художник…, спрошу у художника. Афанасий Ефремович, трогательно любивший свою Ксению, писал её портреты. Она для него - идеал женской красоты, материнства.
А земная жизнь музы была полна забот и тревог.
А земная жизнь музы была полна забот и тревог.
Аксюша и Фонька
Они оба родом из деревни Исаково, что под Малоярославцем. Простору там – хоть взаймы раздавай. Среди тридцати приземистых избёнок стояли избы Куликовых и Кузьминых. Детская дружба Аксюши Кузьминой и Фоньки Куликова была искренней и нежной. Позже, приезжая из Москвы домой, молодой человек стучал в избу Кузьминых, входил с поклоном, а будущая тёща, Анастасия Карповна, улыбалась: «Проходите, проходите, Афанасий Ефремович, на нашу жизнь поглядеть!»Ему 23 года, ей 20. Он – тёмноволос, черты лица тонкие, на курносом носу – круглые очки в тонкой металлической оправе, худ, порывист. Она – статная, лицом пригожая, коса короной на голове, одета по-городскому, спокойна и величава. В 1907 году студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Афанасий посватался к Ксении. Молодые поехали в деревню Исаково за родительским благословением. Мать Ксении только и спросила дочь: как жить-то будете, а как дети пойдут? И покачала головой. Афанасий ей по душе, но что это за дело такое – кисти да краски? Сдюжит ли?
Молодожёны наняли тарантас, погрузили пожитки. Они ехали в будущее, в Москву.
Дом
Жильё в столице новобрачные сняли у бедняков в Замоскворечье. Жили скромно, не сетовали. В 1908 году родился первенец – Коленька. В 1910 году – Александр. В 1912-м в двухлетнем возрасте он умер от дизентерии. И в этом же году родилась дочь Нина. Афанасию заниматься в Училище живописи так, как мечтал, не пришлось - ради семьи он брал один заказ за другим. Ксению с детьми отвёз в деревню. Сам остался зарабатывать деньги на постройку собственного дома.В 1912 году Куликов расписывал Елоховский собор. Недоумевал: и за что ему честь такая? Старался не покладая рук. Через год купил у свияжского мещанина Николая Михайловича Кулезенина на Ивановской улице в Малоярославце усадебную землю с садом, отдал «денег пятьсот рублей». По проекту художника началось строительство дома. В 1913 году на свет появилась дочка Катерина. Семья росла.
В 1914 году в Первую мировую Куликова призвали ратником II разряда в 251-й пехотный полк, что стоял в Москве. Ксения проводила мужа. Она молилась, чтобы обошла её вдовья участь, а детей - сиротство, чтобы выжил в этой мясорубке Афонюшка. Бог миловал: был только ранен, после госпиталя комиссован. Вернулся, достроил дом, куда в 1915 году переехали к нему жена с детьми. Вскоре родилась дочь Клавдия.
На сломе времен
После революции страна погрузилась в хаос. В 1918 году нужда и голод одолели Куликовых. И тогда Афанасий сказал, что едет в «хлебные края». Уехал и как в воду канул. Позже рассказал, как на одном из полустанков в вагон влетели люди с обрезами. Его, заросшего, кудрявого да лохматого, в очках с тонкой оправой, приняли за еврея и сняли с поезда. Афанасий отпирался: «Какой я еврей? Художник я». Хватку ослабили, повели к командиру. Им оказалась женщина. В обмен на свободу она велела флаг сделать да такой, чтоб жуть наводил на врага. Афанасий им такой нарисовал. Вещи обменял на мешок пшеницы, но вернулся домой грязный, вшивый и с пустыми руками: перед Москвой продотряд отнял зерно, сунув взамен справку об изъятии. Ксения поняла, что спасли мужа его смекалка, золотые руки да её молитвы.В середине июня на свет появились с разницей в 15 минут двойняшки, Василий и Владимир. Муж надолго уезжал в Москву. Разлуки, дороги, ожидания. Уж привыкнуть должна супруга, да никак. Жизнь художника – это и успехи, и годы безденежья. Ксения никогда не роптала. Умелая швея, она всё что-то кроила и шила. Тратились лишь на обувь и верхнюю одежду. Сама была бережлива и учила этому детей. Куликова прославили его лубки. Их охотно приобретали музеи. Заказы Госиздата стали постоянными. Афанасий Ефремович писал плакаты, иллюстрировал детские книжки. Материально жить стало легче.
В отсутствие мужа Ксения заходила в мастерскую, смотрела на его живопись и мысленно вела беседу. Всё, бывало, расскажет, ничего не утаит, пожурит, что опять долго не приезжает домой её «папушка». 1939 год. По радио и в газетах всё больше о врагах, арестах, расстрелах. Что ждёт впереди?
Война
На фронтах Великой Отечественной сражались все сыновья Куликовых. Николай – в Московском ополчении. Когда призвали младшего - Константина, Ксения написала всесоюзному старосте Михаилу Калинину письмо с просьбой направить сыновей служить вместе. Они воевали на Ленинградском фронте в 194-м зенитно-артиллерийском полку. Василий – командир зенитного расчёта. Однажды ладожский лёд не выдержал тяжести орудия. Вместе с зениткой в ледяной воде оказался Владимир. Его ранило льдиной в грудь и течением занесло под лёд. Откуда только взялись силы у Василия и Константина! Они вытащили и брата из полыньи, и орудие.С родителями в июне 1941 года были дочери Клавдия и Екатерина с годовалой дочкой Людой. Под Покров, 13 октября, город отчаянно бомбили. Когда ясно стало, что город сдадут, Афанасий сложил в ящик картины, иконы, книги. Всё это закопали под навесом. Куликовы решили уйти в Исаково, спрятаться или «умереть всем вместе». Но там их ждало потрясение: утром немцы по-хозяйски вломились в дом. Схватив всё со стола, убедившись что в избе нет партизан, незваные гости исчезли.
Куликовы вернулись в город. Их дом заняли немецкие связисты, во дворе - мастерская по ремонту техники. Соседи, Пафнутий и Прасковья Ермиловы, приютили Куликовых. В ночь на 28 декабря Ксения наблюдала из окна, как неприятель второпях покидал их дом. 9 января она проводила Афанасия в комендатуру, где он получил справку-разрешение на зарисовки в военном городе.
В 1943 году домой вернулся сын Володя. Его комиссовали по инвалидности. На гимнастёрке ордена да медали. Но у него была открытая форма туберкулеза. Лекарства и уход матери вытащили Владимира с того света. В 1945 году пришел с войны Костя, годом позже Василий. От Николая долго не было вестей, потом получили письмо, где сообщалось, что Николай Афанасьевич Куликов во время кровопролитных боёв под Ржевом пропал без вести. Она ждала его всю оставшуюся жизнь.
«О не лети так, жизнь»
В 1947 году Афанасию Куликову предложили сделать реставрацию росписи в Елоховском (Богоявленском) соборе. Помогали художнику сыновья Владимир и Василий, а также их фронтовой друг Евгений Ремезов. Заплатили по тем временам хорошо, но все «съела» денежная реформа 1947 года. Афанасий Ефремович тяжело заболел.15 марта 1949 года Ксения Трифоновна рано зашла к мужу. Помолились. Она отлучилась за травяным чаем. Муж принялся что-то рисовать на листке бумаги. Когда вернулась, он лежал, взгляд остановился на мартовской оттепели в окне ... «Афанасий Ефремович, душа моя, как жить-то без тебя, скажи?» Похоронили его на городском кладбище. На гранитной плите надпись: «Художник Афанасий Ефремович Куликов. 14 января 1884 – 15 марта 1949».
В конце жизни Ксения часто выходила к калитке. Опираясь на палочку, стояла и глядела вверх по улице куда-то вдаль. Не идет ли Афонюшка? Она окончила земную жизнь в 93 года, упокоилась рядом с ним.
Фото из архива семьи Куликовых.