Актер и режиссёр Калужского драмтеатра Захар МАШНЕНКОВ - человек прямолинейный и дерзкий. Его отличительные черты - нестандартный подход ко всему, чем бы ни занимался. Честен, открыт, принципиален. Сценарист, режиссёр, сценограф и актёр спектакля «Запахи сцены», откровенно, эмоционально и без прикрас в стихах поведал о театральной жизни. А в своей книге «Пять на пять» через пять произведений в стихах и в прозе отразил пять глобальных тем: «Город», «Настроение», «Театр», «Война» и «Любовь». Окончил актерский факультет Российской академии театрального искусства. В Калужском театре с 2001 года.
А мне всегда чего-то не хватает…
Не так давно актёр Калужской драмы, любимец публики Захар Машненков собрал узкий круг друзей и артистов на малой сцене и добрых полтора часа фонтанировал, а точнее, изливал лавы эмоций и впечатлений подобно Везувию.- Захар, из твоего яростного спича я понял одно: ты вернулся из трёхнедельной «Артмиграции» совсем другим Захаром Машненковым, полным идей делать что-то новое, перформативное.
«Лаборатория 40+» - это такое уникальное артхаусное пространство под руководством Евгения Маленчева. Участие в нём дало толчок по-новому взглянуть, прежде всего, внутрь себя. Благодаря экспериментам, которые над нами устраивали педагоги, я заново научился слышать, видеть, рефлексировать. Например, чтобы ощущать партнёра, мы делились на пары: один – «слепой», другой молча водит его по закоулкам и дворовым лабиринтам, стройкам несколько часов подряд, лишь слегка ненавязчиво направляя. И вот тогда у обоих возникают неповторимые ощущения партнёрства, каких я не испытывал до сих пор! Все тренинги, а их было множество, были направлены на раскрытие внутренних чувств природы человека.- В каком количестве спектаклей ты занят в драмтеатре?
- Точно не скажу. В 15-18, но последние полтора года никаких интересных новых ролей я не получал. А из тех, где занят, девять как минимум, на мой взгляд, пора списывать. Они уже себя изжили. Или мы себя изжили в них. Неважно. Но убирать из репертуара давно пора.- Зачем? Люди-то ходят на эти постановки. Вот «Юнона и Авось» идёт в «Ленкоме» уже 30 лет!
- Довелось мне этот шедевр видеть. Ничего хорошего, я вам скажу. Однако в «Юноне» за эти годы поменялись практически все артисты. А мы «Если любишь, найди» играем тем же составом, что и 15 лет назад, «Лодку» - 16, «Дом солнца» - 10 лет! Мы состарились для этих спектаклей. Это никуда не годится.Намоленное место
- Тем, кому хочется новизны ощущений, экспериментов, уходят из репертуарного театра или параллельно с основной работой в махровой драме делают свои проекты.
- Калуга – не тот город, которому нужен и в котором можно сделать полноценный альтернативный, авангардный театр. Всё нужно и можно делать тут, в этих стенах с колоннами. И я не вижу никаких противоречий в мирном сосуществовании старой школы и современной инсталляции под одной крышей. Главное – чтобы пульсировали идеи, мысли и не угасало желание делать новое. Вот как раз сейчас я переполнен желанием действовать, творить. И хочу подвигнуть на это своих коллег. Я вернулся с готовыми проектами, которые намерен реализовать в ближайшее время. Но для этого моим партнёрам необходимо обнулиться, сбросить с себя ненужный груз прошлого и как бы родиться заново. И я готов им в этом помочь.Давайте помолчим
- А чем же плоха сегодняшняя драма?
- Из театра, на мой взгляд, испарился живой дух. Исчез процесс понимания, осознания. Ушло понимание, ради чего делаем, зачем. Необходимо, чтобы люди смотрели в глаза друг другу и видели. У нас ведь было такое при Плетнёве. Он приходил на репетицию, все ждали, что он сейчас скажет что-то важное. А он вдруг неожиданно садился и говорил: «А давайте помолчим». И это молчание рождало гораздо больше, чем множество ненужных слов или бессмысленных режиссёрских «встань туда, пройди так, посмотри эдак».- А можно конкретнее? Чем душа мается-то после такой грандиозной артмиграционной промывки мозгов?
- У меня есть сразу три проекта. Во-первых, в следующем году юбилей Победы, великий праздник. И я намерен осуществить идею постановки на эту неумирающую тему совместно с Витей Дереновым. Надеюсь получить под это грант. Хочу осуществить проект оригинальной читки малоизвестной пьесы Ивана Вырыпаева. Есть задумка спектакля, в котором будут участвовать только актёры старшего поколения. У нас их не так много. Всего десять человек - пять пар. И я хочу их всех занять. Надеюсь, мэтры откликнутся на моё предложение. Подробности пока раскрывать не стану, скажу только, что это очень душевная, трогательная и одновременно серьёзная пьеса, этакий шаг в историю.И ещё надеюсь осуществить пару совсем необычных перформансов. В одном всё действие будет происходить на кухне между мужем и женой. Креативная читка. Читать текст будут непрофессиональные артисты - три настоящие семейные пары, а разыграют диалоги профессионалы. Во втором артисты сами придумают себе текст с настоящими жизненными историями. Репетиционный процесс я вижу так. Мы будем друг другу рассказывать свои личные жизненные истории и из них должна родиться пьеса. Вот такой перформативный театр мне хочется сегодня делать для зрителя и вместе со зрителем.
«АРТМИГРАЦИЯ» - не только фестиваль молодой режиссуры, но и форум, на котором молодые люди разных театральных профессий объединяются для обсуждения новых проектов и болевых точек современного театра. Ежегодно в фестивале принимают участие около пятидесяти деятелей театра из регионов России, стран СНГ, Балтии и Грузии, которые на конкурсной основе получают грант СТД РФ в рамках проекта «Творческая командировка». Специальная программа традиционно состоит из лекций и мастер-классов от ведущих российских деятелей театра, тренингов и практикумов, экскурсий и презентаций, концертов и встреч с признанными мастерами мировой театральной сцены.
Фото: Александр ФАЛАЛЕЕВ.