Того самого, у которого «Грачи прилетели»! Его имя знакомо нам со школьной скамьи. Но хорошо ли знакома судьба автора, а главное - понятен ли тот великий вклад, который он внес в историю отечественной и мировой живописи?
Потаённая Россия
Для многих Саврасов - «всего лишь грачи, сараи, коровы, весенние проталины». В чем здесь величие?! Выставка «Алексей Саврасов и его ученики» в Калужском музее изобразительных искусств и призвана дать ответы на этот и другие вопросы. Представлены интерактивные терминалы, которые глубже знакомят с биографией представленных художников, а также погружают в атмосферу учебы Московского училища живописи, ваяния и зодчества, выпускником которого и являлся Алексей Саврасов. Экспозиция же приглашает нас на удивительно тихую и лирическую прогулку.Ведь именно «прилетевшие грачи» Саврасова открыли искушенным современникам живописца другую, прежде потаенную красоту России. О лепоте дворцовой, храмовой, величественной мир знал и прежде. И вдруг увидел: как восторженно можно любоваться неприметными уголками сельской глубинки, приволжских деревушек, лесными тропинками и не только зеркальной гладью рек и озер, но и мутноватой водой весенних лужиц.
Художники середины - конца ХIХ века по привычке с восторгом смотрели в сторону Запада, классических сюжетов, академических тем, великих мастеров античности, Возрождения, эпохи Просвещения и романтизма… Брали пример «оттуда». Передвижники, в числе которых был и сам Алексей Саврасов, внезапно показали: у нас есть свой мир, свое национальное богатство… буквально под носом!
Именно Саврасов научил русских художников писать так, чтобы с полотен доносились до зрителей щебетания птиц, плеск речной воды, аромат весеннего воздуха – нашего, русского, деревенского. Он одним из первых (если не первый) заметил, что и в обычной луже отражается бескрайнее небо! И этот кадр также достоин стать готовой картиной.
И вот один за другим рождаются полотна, небольшие по размеру, но великие по своей духовной мощи: «Лосиный остров в Сокольниках», «Летний пейзаж с дубами», «Волга близ Городца», «Пейзаж с коровами»…
В наше время Алексей Саврасов, вероятно, стал бы топовым блогером-живописцем, популярным коучем. Ведь оставленные им заветы и сейчас звучат очень свежо и актуально.
Все мы его ученики
Из названия видно, на выставке представлены не только работы Алексея Саврасова, но и его учеников. Задача экспозиции – показать развитие русского лирического пейзажа и то влияние, которое оказал мастер на последующие поколения художников.На открытии выставки директор КМИИ Наталья Марченко проникновенно отметила:
- Его полотна и есть большой учебник, он учитель не только для своих учеников-художников, но и для зрителей. В этом смысле все мы его ученики.
О концепции проекта нам рассказала куратор выставки «Алексей Саврасов и его ученики», заведующая экспозиционно-выставочным отделом КМИИ Юлия Заложных:
- Мы хотели максимально хронологически показать творческий путь мастера как знакового национального художника, основателя московской школы лирического пейзажа и открыть его широкой публике как графика-иллюстратора (представили работы из наших фондов). Вторая задача - представить Саврасова - учителя, который четверть века посвятил преподаванию, имел собственную авторскую методику, говоря современным языком. Она отличалась от системы преподавания тех лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Алексей Кондратьевич открывал индивидуальность в каждом из учеников, не ограничивал их рамками, призывал к ежедневной работе на пленэре, на свежем воздухе. Художники, которые вышли из его школы, - третья часть концепции. Сплошь звездные имена: Константин Коровин (первый русский импрессионист), Исаак Левитан, Лев Каменев, Василий Бакшеев, Сергей Светославский, еще два Коровиных - Сергей и Пётр, Николай Эллерт… Алексей Саврасов перекинул мостик между романтизмом и художественными исканиями вплоть до русского авангарда, ведь его ученики также затем воспитали целую плеяду новых замечательных живописцев ХХ века!
- Судьба Алексея Кондратьевича трагична, его творчество было забыто, могло кануть в Лету, - говорит представитель Третьяковской галереи, главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - начала XX веков Светлана Усачева. - Именно ученики напомнили миру о таланте мастера, возродили его имя! В своем творчестве они следовали завету живописца: «Природа вечно дышит, она всегда поет, и песнь ее торжественна!» Вот эта торжественная песня буквально звучит в зале!
Причём здесь авангард?
Этот вопрос невольно возникнет у многих посетителей выставки «Саврасов и его ученики». В зале буквально спотыкаешься взглядом об одну работу. Взаимосвязь прочих очевидна – лирическая живопись разных годов и даже столетий. Но вот картина Алексея Моргунова «Чайная № 5», явный авангард XX века, как могла оказаться здесь? Знатоки творчества и судьбы Алексея Саврасова понимают сразу. Автор данной работы Алексей Алексеевич Моргунов – внебрачный сын Алексея Кондратьевича. Работа находится в постоянной экспозиции КМИИ, но здесь читается совершенно иначе. Другое освещение, размер зала, но самое главное… соседи. Да, картины влияют друг на друга, где-то оттеняя, где-то усиливая воздействие на зрителя. Потому с интересом рассматриваешь даже хорошо, казалось бы, знакомые работы, начинаешь видеть их в другом свете. Это касается и других полотен с основной экспозиции КМИИ.
Алексей Кондратьевич любил зрителя чуткого, неторопливого, с которым можно побыть наедине. Такой гость, несомненно, заметит любовь художника к полотнам вертикального формата. На них особенно видно, как облака поднимаются ввысь и тянут за собой душу человека - оторваться от быта, от мирской суеты. Полюбоваться родными мотивами, с детства дорогими и близкими. Заметить, что сосны на картине подобны свечам, - снова напоминание о мире горнем. Светская живопись, что призвана очистить и возвысить дух человека. Если вам нужен цифровой детокс, перезагрузка, вы устали от информационного и городского шума, а выехать на природу пока нет возможности, отправляйтесь в музей. «Прославляйте жизнь» и нарисуйте своего грача – сотрудники музея предоставили возможность каждому стать хотя бы на несколько мгновений учеником великого Саврасова.
Фото Татьяны САВКИНОЙ и Сергея ЛЯЛЯКИНА .

Газета
Прямая линия













