В числе калужан, которым было присвоено звание Героя Советского Союза, был Борис Дмитриевич Романов. Уходит время, и с каждым днем, с каждым годом становятся особенно ценными свидетельства о событиях и людях. Работая вместе с Борисом Романовым на Калужском машиностроительном заводе, запомнил его как очень скромного человека, который никогда не рассказывал о войне, о том, за что получил звезду Героя. Он решил поделиться своими воспоминаниями с нашими читателями.
Борис Романов родился в Полотняном Заводе в 1924 году. Служил в 755-м стрелковом полку 217-й стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта. К званию Героя Советского Союза был представлен в июле 1944 года. После войны жил и работал в Калуге.
Поступая на работу на машиностроительный завод, я знал, что там работает Борис Дмитриевич Романов, Герой Советского Союза, но лично познакомиться с ним довелось только в 1976 году, когда я перешел в тот же отдел, где был и он. Помню, Борис Дмитриевич сидел за столом и задумчиво листал чертежи.
Он отвечал за поставку паковок, штамповок и литья, получаемых по кооперации с Луганского, Брянского и Людиновского машиностроительных заводов. Надо отметить, что это была ответственная и кропотливая работа. Окончательно я сблизился с Борисом Дмитриевичем в 1978 году, когда меня назначили начальником отдела. В паковках и штамповках я тогда разбирался плохо, поэтому волей-неволей мне приходилось обращаться к нему. Номенклатура у Бориса Дмитриевича была большая, более ста наименований, но, рассматривая его рабочие тетради, я обратил внимание на отличный учет и знание своих позиций. Да, у него было чему поучиться!
В тот год зима выдалась снежная, и под открытым небом все заготовки покрывали большие сугробы, которые требовалось раскапывать, чтобы найти то, что нужно потом передать в цех, и делать это надо было в выходные дни. Я приходил к Борису Дмитриевичу домой, мы брали лопаты и раскидывали снег, отыскивая необходимые заготовки. Он никогда не отказывался и категорически не соглашался отдохнуть, когда я просил. Мне было порой неудобно. Невольно приходят на память строки поэта Михаила Львова, вполне применимые и к Борису Романову:
Не первым быть
в житейской суматохе,
А честно, как солдаты на войне,
На плечи взяв
нелегкий груз эпохи,
Тащить его со всеми наравне.
О себе он рассказывал очень мало. Его скромность меня всегда поражала и удивляла. Она проявлялась везде и всюду. Надо было оказывать шефскую помощь колхозу, он никогда не отказывался, ехал, всегда отлично работал. Страна дала ему такие привилегии и льготы, но он ими не пользовался. И удивлению моему не было конца. Когда я по долгу службы выезжал на заводы, с которыми работал он, первое, о чем меня спрашивали, – почему не приехал Борис Дмитриевич? Когда я говорил, что он ушел из жизни, мне никто не верил.
После войны Борис Романов продолжил службу в Советской армии, окончил Саратовское танковое училище, курсы усовершенствования офицерского состава. В 1962 году в звании капитана был уволен в запас.
Фото из открытых источников.