На протяжении всего своего существования образовательное учреждение, выпускающее самых профессиональных музыкантов региона, сохраняет одну из главных традиций искусства – преемственность поколений. Педагогический коллектив колледжа вносит огромный вклад в творческое воспитание молодежи и развитие талантов. Достичь успеха студентам помогает положительный пример преданных своему делу наставников.
Клавишами по сердцу
Сколько бы ни было лет выпускникам Танеевского музыкального колледжа – 18 или 45, для преподавателей они навсегда остаются детьми. Лариса Богатырёва с теплотой вспоминает каждого своего «ребенка»-студента, ведь они стали ее продолжением. Лариса Александровна учит калужан играть на фортепьяно уже более 50 лет. Она преподает и детям, и взрослым, любит музыку всем сердцем и не представляет своей жизни без нее.– В колледже много преподавателей, стаж которых давно перевалил за 20–30 лет, однако я считаю, все мы выглядим прекрасно. Мы получаем энергию от студентов. И этот баланс молодости и опыта очень важен в процессе обучения, – считает Лариса Богатырёва.
К каждому студенту в колледже индивидуальный подход. Самая главная задача преподавателей – развить интерес молодежи к музыке. Важно создать в колледже такую творческую атмосферу, чтобы после выпуска начинающим музыкантам не захотелось поскорее закрыть крышку инструмента. Кроме того, по мнению Ларисы Богатыревой, успех пианиста состоит из трудолюбия, а не из правильно поставленных рук и гибкости пальцев. Все это можно наработать, а вот характер изменить практически невозможно.
– В игре на фортепьяно есть свои нюансы. Во-первых, у нас задействованы обе руки и ноги, ведь мы нажимаем на педали. Во-вторых, музыка — это такой же язык, как и русский. Вместо слов ноты, а знаки препинания заменяет музыкальная гармония. Объяснить все это постепенно ребенку – сложная задача, – отметила преподаватель.
За долгую работу в колледже Лариса Александровна выпустила несколько сотен студентов. Каждому из них она постаралась стать не только наставником, который всегда поможет и поддержит, но и близким другом.
– Бытует мнение, что все пианисты – единоличники. У меня был мой любимый курс 1998 года выпуска. И ребята всегда говорили: «Мы не каждый за себя, а каждый за другого». Я очень рада, что смогла научить их общаться, поддерживать друг друга и работать в коллективе, – резюмировала Лариса Богатырева.
Первый выпуск. 1948 год.
История колледжа уходит своими корнями в ХIХ век, когда в 1880 году по инициативе Общества любителей музыкального и драматического искусства были открыты классы при калужском Дворянском собрании. Вскоре они плавно переросли в новое образовательное учреждение. Официальное открытие колледжа состоялось в 1944 году.
Любовь Любови
Более 53 лет в колледже хоровые дисциплины преподает Любовь Бай. Калужанка выросла в музыкальной семье – это во многом и определило ее жизненный выбор. Любовь Павловна начала петь в раннем детстве. Первые шаги в музыке ей помогали делать мама-пианистка и бабушка-скрипачка.Благодаря занятиям Любови Павловны в начинающих музыкантах закладывается зерно профессионализма. По словам преподавателя, успех в музыке требует особых глубоких знаний, а не просто развития таланта.
– Не в обиду исполнителям, но дирижер — это такой музыкант, который охватывает все. Когда дирижер работает с хором, он рассматривает особенности каждого голоса и изучает все партии. Ответственность за успех или неудачу номера ложится именно на дирижера, – рассказала Любовь Бай.
Любовь Павловна давно вышла на пенсию, однако преподавать в колледже не прекратила. Калужанке удалось привить любовь к искусству и своим трем дочкам. Старшая – Варвара – отучилась в калужском Танеевском колледже, а затем окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных в столице. Девушка пишет прекрасную музыку и является кандидатом искусствоведческих наук. Средняя дочка Любови Бай долгое время была художницей, а затем решила кардинально поменять сферу своей деятельности.
– Она поет на клиросе и звонит в колокола в Покровском храме. Дочка сказала мне: «Мама, я наконец-то занимаюсь тем, что мне так нравится. Я «звоню» Богу, пою Ему, и я счастлива», – отметила Любовь Бай и добавила, что ее младшая дочь связала свою жизнь с хореографией.
Любовь Павловна по большому секрету поделилась с нами подробностями своего хобби. Преподавательница долгие годы делает аранжировки. Умение написать контрапункт, сочинить всевозможные связки, перегармонизовать мелодию, стать в буквальном смысле соавтором композитора – задача не из легких. Однако одному из самых опытных преподавателей колледжа это доставляет истинное удовольствие.
– Я беру какую-то песню и представляю ее в хоре. Если весь пазл сложился, я начинаю делать партитуру. Эта музыка звучит в моей голове днем и ночью. Я много раз переосмысливаю ее, исправляю части. Аранжировки делаются для коллективов колледжа или моих студентов, которые сдают экзамены. Я не композитор, но мне нравится приспосабливать мелодию для хора, – подчеркнула Любовь Бай.
Одной из самых ярких аранжировок Любови Бай стала композиция «Шум берез» в авторском прочтении для хора. Этот хит с главных сцен страны в свое время пели Галина Ненашева, Виктор Вуячич, Дмитрий Хворостовский, а теперь и калужские коллективы.
Закладывать основы
Музыкально-теоретические предметы, которые являются базой этого искусства, около 35 лет в колледже преподает Оксана Рогова. Сольфеджио, гармония, анализ, музыкальная литература – спектр ее компетенции достаточно велик. Преподаватель на своих занятиях старается сделать из молодых музыкантов-любителей настоящих профессионалов, а в этом вопросе без знаний никуда.– Нужно не просто любить музыку, а еще и понимать, как она устроена. А устроена музыка удивительно логично, рационально. И вот в этом парадокс. Всем кажется, что музыка пришла ниоткуда, а на самом деле за этой божественной красотой стоит труд профессионала, – рассказала Оксана Рогова.
По словам преподавателя, рецепт успеха музыканта складывается из нескольких составляющих. Первое, безусловно, талант. Найти гения очень трудно, а вот одаренных людей с хорошим музыкальным слухом много. Однако рядом с развивающимся талантом всегда должен быть наставник, который приоткроет ему дверь в мир музыки. Методика преподавания Оксаны Роговой меняется из года в год, ведь и современные студенты совсем не похожи на воспитанников колледжа, которые учились здесь 20-30 лет назад.
– Наши сегодняшние студенты очень хорошие, веселые, динамичные, творческие, креативные, жизнерадостные, в них много энергии. Но энергия эта подчас расходуется совершенно нерационально. Профессия музыканта — это труд. И подчас не очень благодарный. Не всегда быстро достигается результат, эффект. Много чего нужно отрабатывать. Музыка в этом плане похожа на спорт, – считает преподавательница.
По мнению наставника, сейчас ситуация в сфере культуры и искусства в нашем регионе развивается особо динамично. Оксана Борисовна окончила Танеевский колледж в 80-х годах. Музыки тогда в области было совсем мало, коллективы и исполнители практически не выступали. В те времена в регионе не было симфонического оркестра. Музыкальные вечера проводили в основном приезжие артисты из столицы.
– Концертная жизнь региона сильно изменилась. Появилась возможность играть, выступать, а для исполнителей это самое важное. У них есть мотивация учиться. В школах и колледжах переполнены все классы. Но это имеет и обратную сторону – некому преподавать. Однако, быть может, наши юные калужане придут к этому со временем, – считает Оксана Рогова.
Денис Перинский, студент 3-го курса отделения «Вокальное искусство».
В колледже готовят достойную музыкальную смену. Каждый студент по уши влюблен в музыку. Среди них, в частности, старшекурсники: ударник Егор Силивестров, тромбонист Егор Кистенев, пианистка Ольга Пугачева.
Студенты, преподаватели и выпускники поздравили учебное заведение со сцены областной филармонии. Героем вечера стала музыка: классическая, народная, торжественная. Ее звуки извлекались из контрабасов, скрипок, рояля, баянов и даже балалаек. Лучшие преподаватели получили заслуженные награды.
Евгения ЗЕНКИНА.
Фото автора и из архива колледжа имени С.И. Танеева.