5 декабря, Пятница
Газета Газета
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 05.12.2025, 15:38
В Перемышльском округе завершен ремонт моста через реку Кванка
В Перемышльском округе завершен ремонт моста через реку Кванка
Общество 05.12.2025, 15:26
Журналисты подвели итоги года в Обнинске
Журналисты подвели итоги года в Обнинске
Общество 05.12.2025, 15:11
Владимир Путин анонсировал строительство крупного российско-индийского фармзавода в Калужской области
Владимир Путин анонсировал строительство крупного российско-индийского фармзавода в Калужской области
Общество 05.12.2025, 15:00
«Выше гор — только любовь»: завершились съемки сериала «Гордость» для Wink
«Выше гор — только любовь»: завершились съемки сериала «Гордость» для Wink
Криминал 05.12.2025, 14:37
В Износковском округе у местной жительницы изъяли поддельное водительское удостоверение
В Износковском округе у местной жительницы изъяли поддельное водительское удостоверение
Общество 05.12.2025, 13:58
В день добровольца активисты «Молодой Гвардии» и «Волонтерской Роты» организовали флешмоб
В день добровольца активисты «Молодой Гвардии» и «Волонтерской Роты» организовали флешмоб
Криминал 05.12.2025, 13:26
Жителю Малоярославца грозит до шести лет тюрьмы за ряд краж из частных домов
Жителю Малоярославца грозит до шести лет тюрьмы за ряд краж из частных домов
Экономика 05.12.2025, 13:21
В Калужской области за неделю подешевели конфеты
В Калужской области за неделю подешевели конфеты
Спорт 05.12.2025, 12:47
В Калуге завершился первый Всероссийский «Кубок Защитников Отечества» по волейболу сидя
В Калуге завершился первый Всероссийский «Кубок Защитников Отечества» по волейболу сидя
Спорт 05.12.2025, 12:45
Хоккейный клуб «Калуга» уступил в матче череповецкому «Металлургу»
Хоккейный клуб «Калуга» уступил в матче череповецкому «Металлургу»
Общество 05.12.2025, 12:16
Владислав Шапша на российско-индийском форуме представил опыт Калужской области в формировании кластера фармацевтики
Владислав Шапша на российско-индийском форуме представил опыт Калужской области в формировании кластера фармацевтики
Общество 05.12.2025, 11:45
В Санкт-Петербурге наградили победителей и призеров финала чемпионата «Профессионалы»
В Санкт-Петербурге наградили победителей и призеров финала чемпионата «Профессионалы»
Общество 05.12.2025, 11:14
Военные комиссариаты Калужской области проводят набор кандидатов для поступления в вузы Минобороны России
Военные комиссариаты Калужской области проводят набор кандидатов для поступления в вузы Минобороны России
Общество 05.12.2025, 11:01
В Калужской области будут выпускать компоненты лекарств от онкологии
В Калужской области будут выпускать компоненты лекарств от онкологии

Мелодий преданный Орфей

Культура 03.12.2025, 15:11

Свой двойной юбилей маэстро Александр Типаков встречает новыми творческими замыслами

Автор фото: Виталий Верескун
Его музыка искренна, тепла и лирична, как разговор по душам с лучшим другом. Она отзывается в сердце шелестом березовых прядей, вздохом морской волны. Рождение этой музыки сокровенно и непостижимо. Таинственным образом композитор чувствует ее внутренним слухом, переводя мелодию на язык нот.

Александр Типаков - талантливый педагог и композитор, руководитель и общественный деятель, заслуженный работник культуры России, член Союза композиторов России. В этом году он отпраздновал 75-летний юбилей и 50-летие педагогический и творческой деятельности.

Он - автор более 400 хоровых и оркестровых произведений, романсов и песен, а также четырех симфоний. В их числе - героическая «Зайцева Гора». Он написал музыку к 32 спектаклям.

Ни одно из написанных Александром Типаковым произведений не легло в стол. Его сочинения исполняли симфонический оркестр Московской консерватории, народный артист СССР Александр Ведерников, народный артист России Владимир Моторин, солистка Большого театра Маргарита Маруна, солистка «Геликон-оперы», заслуженная артистка РФ Екатерина Облезова, оркестры, хоры, ансамбли и солисты Калужской области. Они звучали в Большом Кремлевском дворце, концертном зале имени Чайковского, Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных, Музее Пушкина в Москве, а также в Польше, Германии, Швейцарии, Франции, Непале.

Многим калужанам Александр Иванович известен как автор гимна Калужской области. Но не всем, наверное, известно, что он написал музыку к фильму о Калуге для передачи «Клуб кинопутешествий» с Юрием Сенкевичем.

Юбилейную медаль «В память 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года» вручил Александру Ивановичу патриарх Кирилл.

«Береги платье снову, а честь - смолоду»

Саша, как ласково называли его в семье, родился в пронизанной солнцем крымской Керчи. Его родители - участники Великой Отечественной войны. Мама, Надежда Федоровна, была отличным врачом. Отец, Иван Федотович - моряк, в мае 1944 года штурмовал Сапун-гору в Крымской наступательной операции.

Семейное_еще.jpeg
Фото: из семейного архива Александра Типакова

«Береги платье снову, а честь смолоду», - любил повторять отец. Для восприимчивого Саши эти слова стали жизненным кредо.

В Керчи.jpg
Фото: из семейного архива Александра Типакова

Керчь музыкальная и героическая

- Александр Иванович, когда началось ваше увлечение музыкой?

- В раннем детстве. Мне было 4 года, когда мама купила старинное, но отлично звучащее пианино. Она прекрасно пела и музицировала. Я помню, как касался клавиш, вслушивался в каждый звук, пытаясь понять, как он рождается.

Мой дедушка, Федор Исидорович Сорока, хотя и не был профессиональным музыкантом, но от природы имел хороший музыкальный слух, мог спокойно подобрать любую мелодию на пианино. До Первой мировой войны он служил капельмейстером в духовом оркестре Всевеликого Войска Донского в Новочеркасске. Мастерски владел валторной, хотя игра на этом инструменте не каждому под силу.

- Что повлияло на развитие вашего творческого мировосприятия?

- Подростком я часто бывал в знаменитой картинной галерее Айвазовского в Феодосии. То, что я видел там, потрясало до глубины души. А в Керчь очень любили приезжать известные поэты, музыканты, творческие коллективы. Я посетил практически все спектакли Донецкого театра оперы и балета. Искусство впитывал в детстве как губка. Это время было самым ярким и счастливым.

- Какой вам запомнилась малая родина?

- Керчь - очень красивый город с 26-вековой историей, расположенный на стыке Черного и Азовского морей. Я раз 15 переплывал Керченский пролив, который называли Боспор, в сторону Кавказа - там были чудесные пляжи. Керчь - родина многих известных людей. Именно там появился на свет знаменитый хирург и архиепископ, святитель Лука Крымский. Его хорошо знала моя мама: она училась в Симферопольском медицинском институте. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий вел у мамы на курсе несколько предметов.

Помню, как в День Победы жители города поднимались на вершину горы Митридат, к памятному обелиску с четырьмя гаубицами на вершине. Со стороны гора была похожа на огромный муравейник - так дорога была керчанам память о Великой Победе.

Путёвка в жизнь

- А каким было Ваше первое сочинение?

- Это была баллада о Тарасе Григорьевиче Шевченко, написанная для школьного хора и представленная на смотре-конкурсе. Эта вещь так понравилась слушателям, что меня наградили поездкой в Артек.

Мне было тогда лет 12, и по наивности я недоумевал: зачем мне Артек, когда и в Керчи море есть. Но мне посчастливилось встретиться там с выдающимися советскими композиторами Дмитрием Кабалевксим и Александрой Пахмутовой, поэтом Николаем Добронравовым. Говорили о музыке, я показывал какие-то свои наброски. Они вдохновляли меня.

ТворческоеДетство.jpg
Фото: из семейного архива Александра Типакова

- Фактически в Артеке вам выдали путевку в жизнь. Сомнений в правильности выбранного пути не было?

- Как и у каждого молодого человека - были. В детстве я хотел стать врачом. Но мамина сестра, моя родная тетя Евгения Федоровна, живущая в Калуге, позвонила маме и сказала: «Здесь есть чудесное музыкальное училище. Пусть Саша попробует поступить заочно. Не получится - поступит в Симферопольский медицинский институт».

В 1965 году я действительно поступил на теоретическое отделение училища. Во время сессии замечательный преподаватель Гавриил Иванович Попов, рассказывая нам о Бахе, поставил прослушать его ораторию «Страсти по Матфею». Ария №47 из нее пронзила меня насквозь!

- Вам в это время было всего 15 лет. Какая глубина!

- Да, я любил нырять не только в море, но и в сложный мир музыки. Но мне нравился и легкий жанр - песни Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, мелодии военных лет. Я мог сыграть любую - они были написаны профессиональными композиторами, которые удивительно точно передавали интонации и смыслы. Как любил говорить Серафим Сергеевич Туликов: «Угадал!» Угадал интонацию - и песня пошла!

Так, невзирая на уговоры родителей, которым Калуга не очень нравилась из-за холодного климата, я решил остаться. К тому же у меня были неплохие условия: отдельная комната, а главное - рояль. И все сложилось.

Рождение Композитора

- Музыкальное училище вы окончили с отличием, одновременно обучаясь на двух отделениях - теоретическом и фортепьянном. Как вам это удавалось?

- Мне было интересно погружаться в мир музыки, исследовать его вместе с прекрасными педагогами. Опору и славу музыкальной Калуги и области составляли тогда именно преподаватели Калужского музыкального училища - Петр Корнеевич Сидоров, Нина Николаевна Бессаренко, Мария и Наталья Юзефовичи, Наталья Васильевна Семенова, Владимир Алексеевич Головлев - всех не перечислишь!

На втором курсе в училище появился профессиональный композитор, выпускник Московской консерватории Александр Николаевич Лебедев, ученик Тихона Хренникова. Он сумел передать мне энергию и особый колорит в процессе записи сочинения.

Еще задолго до училища я встретился с самим Тихоном Николаевичем. Родные, у которых я жил в Калуге, приехали из Ельца - родины Тихона Хренникова. В 1961 году в музыкальной школе, которая сейчас носит его имя, состоялась встреча с композитором. Тихон Николаевич предложил кому-то из учеников поиграть с ним на двух роялях в четыре руки. Никто не вызывался, и тогда к инструменту подтолкнули меня. Я знал многие его песни, и когда он начинал играть, я подхватывал. Мы очень слаженно играли эти 10 минут. Это было незабываемо!

- После училища вы продолжили музыкальное образование, поступив в знаменитую «Гнесинку» при огромном конкурсе. И стали дипломированным музыковедом и композитором.

- Это было твердое решение, к которому я шел целенаправленно. Одним из моих преподавателей был известнейший теоретик, исследователь и крупный знаток творчества А.Н. Скрябина Анатолий Прокопьевич Астахов.
Были всегда открыты и доброжелательны гениальные Арам Ильич Хачатурян и Генрих Ильич Литинский. Незабываемы были занятия с профессором Фабием Евгеньевичем Витачеком, родным племянником Елены Фабиановны Гнесиной. За год он научил меня систематизировать знания и музыкальные термины, дал основы чтения симфонических партитур, обучил такому сложнейшему предмету, как инструментовка. Под его руководством мне удалось создать немало собственных работ.

В институте я написал симфонию, много романсов и фортепианных пьес, два квартета и камерную оперу «Ревизор».

Возвращение в Калугу

- Куда дальше позвала вас судьба?

- В армию. Я всегда был хорошо подготовлен физически - занимался боксом, плаванием. Мне повезло по-настоящему заняться профессиональной композиторской работой в ансамбле песни и пляски внутренних войск МВД СССР, который сейчас является ансамблем Росгвардии. Было написано несколько песен, вошедших в репертуар коллектива, а также выполнено множество аранжировок и переложений для хора и оркестра.

С ансамблем мы активно выступали, даже в Кремлевском дворце. У нас были длительные творческие поездки по Сибири, Уралу, русскому Северу. Они дали мне возможность увидеть нашу прекрасную страну.

Армия.jpg
Фото: из семейного архива Александра Типакова

- Как вы снова оказались в Калуге?

- По приглашению руководства Калужского музыкального училища в 1975 году я занялся педагогической деятельностью. Преподавал полифонию, гармонию, сольфеджио, анализ музыкальных произведений. Глубоко проникся хоровой музыкой во многом благодаря супругам Евгению Семеновичу и Зинаиде Григорьевне Деревяшкиным. Это были блестящие специалисты, деятельные и увлеченные натуры. С ними хотелось работать, писать музыку, создавать оркестровку, играть.

Вспоминаю яркую пятиминутную встречу тех лет. Мне тогда не было еще и 30, когда на одном из пушкинских праздников в Полотняном Заводе был исполнен мой романс на стихи калужской поэтессы Валентины Невинной. Когда я с нотами в руках уже спускался с импровизированной сцены, прямо перед собой увидел аплодирующего Булата Шалвовича Окуджаву. Я поздоровался, а он сказал: «Молодой человек, мне очень понравился ваш романс». Я поблагодарил его и попросил автограф. Он расписался прямо на клавире, и это было невероятно приятно!

Знакомство с режиссером Калужского драматического театра, заслуженным деятелем искусств Романом Валентиновичем Соколовым привело к написанию музыки для спектаклей: исторической пьесы «Василиса Мелентьева», постановок «47», «Рядовые» и других. Известно, что музыка к этим спектаклям использовалась многими театрами нашей страны. Несколько работ были написаны для Театра юного зрителя.

В 1980 году была создана кантата для смешанного хора и оркестра «Песня о Буревестнике» по Максиму Горькому. Она была принята публикой очень тепло и часто исполнялась на концертах.

У культурного руля

- Калужане знают вас не только как композитора и педагога, но и как талантливого управленца. Расскажите, какие культурные проекты вам удалось осуществить в это время?

- В 1992 году на волне возрождения православия в регионе прошли знаковые мероприятия, посвященные 550-летию памяти Тихона Калужского. Совместно с Калужской епархией были подготовлены масштабные концерты, исторические реконструкции, впервые на площади Старый Торг состоялся молебен. Так началось соработничество Калужской культуры с Русской православной церковью.

Я принимал участие в организации первого в области Дня славянской письменности и культуры. На открытом пространстве вблизи Государственного музея истории космонавтики установили около 15 тысяч посадочных мест. Событие было организовано совместно с Московским театральным агентством при Минкульте России.

Замечательную музыку к празднику написали композиторы Алексей Рыбников и Татьяна Камышева. Они были у нас. И я представил несколько своих произведений, в частности - хорал для симфонического оркестра.

Великолепные концерты в честь 200-летия Александра Сергеевича Пушкина прошли в 1999 году в Полотняном Заводе, Калуге, Дагестане, других российских городах. В Полотняный Завод тогда съехались около 50 тысяч зрителей.

- Шесть лет вы возглавляли региональное министерство культуры. Что удалось сделать за это время?

- Многие события в сфере культуры тогда реализовывались при поддержке Анатолия Дмитриевича Артамонова. В Калугу стали приезжать знаменитые музыканты - Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, балет Бориса Эйфмана. В областном центре начиналась творческая деятельность Дениса Мацуева, он участвовал в формировании и развитии фонда «Новые имена».

Удалось придать новый импульс развитию народной певческой культуры Калужского края. Замечательный проект «Поет село родное», придуманный и реализованный Ниной Алексеевной Сорокиной, выявил новых талантливых исполнителей из всех уголков нашей земли, подтвердил историческую преемственность и уникальность нашей народной музыки. По-новому стали действовать самодеятельные театры, а к некоторым постановкам мною была написана музыка.

В апреле 2011 года в ознаменование 50-летия полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина нашим министерством была осуществлена установка скульптурной композиции «Встреча Циолковского и Королёва», а также очень яркая и динамичная скульптура Юрия Гагарина вблизи Музея истории космонавтики (скульптор Алексей Леонов).

Совместно с руководством Союза композиторов России был задуман и реализован фестиваль «Музыкальное передвижничество» благодаря чему в Калужской области были исполнены многие забытые произведения русских и зарубежных композиторов.

Незабываемыми событиями были выставки работ нашего земляка, рано ушедшего художника Павла Рыженко, потрясшие посетителей глубиной и достоверностью исторических персонажей, изображенных на полотнах, а также приезд знаменитого кутюрье Пьера Кардена с театром мод и ответный визит нашего театра во Францию.

В год 200-летия Отечественной войны 1812 года в городе Малоярославце министерством были организованы реконструкции сражения, памятные выставки и концерты Ансамбля имени Александрова. Хор и оркестр знаменитого армейского коллектива исполнил тогда впервые мою кантату «Слава русскому солдату» на слова Дениса Давыдова.

- Расскажите, как вам работалось над гимном Калужской области.

- Эта была очень непростая задача. Ее мы решали в сотрудничестве с калужской поэтессой Мариной Улыбышевой, написавшей слова гимна. Ответственность была очень высока, никаких послаблений делать было нельзя. Нужно было соблюсти жанр гимна и при этом сделать так, чтобы произведение звучало и запоминалось.

А жизнь продолжается!

- Интересно было бы узнать о том, над чем вы работаете сейчас.

- Готовлю для студентов несколько лекций о синтезе разных видов искусств: поэзии, музыки, живописи. Например, одна из них будет посвящена фантастическим образам в искусстве – это и Пушкин, и Гоголь, Булгаков, многие русские художники и композиторы.

Также занимаюсь сочинением крупного произведения, посвященного творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Пока не могу раскрыть все карты, но это будет большое академическое сочинение - произведение для хора, оркестра и солистов. Возможно, оно прозвучит уже в следующем году.

- Что вас радует в жизни?

- Очень многое. Например, мои студенты. Я преподаю композицию в Танеевском музыкальном колледже и мне есть что передать молодым талантливым музыкантам.

Иногда молодежь ругают, и очень зря! Среди моих студентов есть очень яркие личности! Они практически не отличаются от тех ребят, которыми когда-то были мы. Нас роднит тяга к познанию, и они очень бережно относятся к искусству. А интернет им только в помощь. Найти и прослушать какое-либо произведение с его помощью стало очень легко. А ведь раньше нужно было идти куда-то искать пластинки... Современное музыкальное творчество сделало много шагов вперед. Меняются подходы, композиторская техника, интоннационный строй. Но теплота, сердечность и душевность, связанная с отечественной музыкальной культурой, продолжает присутствовать на наших занятиях, как это было и раньше.

Я приветствую эксперименты молодежи с классической музыкой. Если это талантливо, убедительно и не наносит вред изначальному произведению, пусть звучит. Главное – не разрушать предназначение и смыслы произведения.

Сейчас мы ведем обучение в здании бывшего Баумановского университета. Это большое событие в жизни калужских музыкантов. Прошли годы, но коллектив музыкального колледжа имени Танеева многократно расширил педагогические и творческие горизонты в музыкальном искусстве. В новом здании есть все возможности для новых перспектив в музыкальном образовании. Хочу поблагодарить за это решение губернатора Владислава Валерьевича Шапшу, правительство и министерство культуры и туризма области.

Очень радует, что калужскую музыкальную традицию продолжают талантливые композиторы Евгения Хозикова, Гарри Азатов, Наталья Голубева, Сергей Дусенок, Варвара Калюжная и музыковед Ольга Штейнер. Они - честь и слава нашей культурной жизни. И я до сих пор учусь у них, вслушиваясь в их прекрасные произведения.
Автор новости: Ирина ТОКАРЕВА
Новости по теме
В Перемышльском округе завершен ремонт моста через реку Кванка

В Перемышльском округе завершен ремонт моста через реку Кванка

Журналисты подвели итоги года в Обнинске

Журналисты подвели итоги года в Обнинске

Владимир Путин анонсировал строительство крупного российско-индийского фармзавода в Калужской области

Владимир Путин анонсировал строительство крупного российско-индийского фармзавода в Калужской области

«Выше гор — только любовь»: завершились съемки сериала «Гордость» для Wink

«Выше гор — только любовь»: завершились съемки сериала «Гордость» для Wink

Что делать, если мошенники получили доступ к электронной почте

Что делать, если мошенники получили доступ к электронной почте

В день добровольца активисты «Молодой Гвардии» и «Волонтерской Роты» организовали флешмоб

В день добровольца активисты «Молодой Гвардии» и «Волонтерской Роты» организовали флешмоб

Яндекс.Метрика