Наша газета уже писала об интересных полотнах из коллекции члена областного отделения Союза художников, собирателя и исследователя живописи Дениса Гирина. На этот раз коллекционер рассказал о произведениях, создатель которых сам прошел дорогами войны.

Эти картины попали ко мне от племянницы Владимира Любимова. Мы познакомились на персональной выставке, организованной Еленой Стефановной к 100-летнему юбилею художника в Калужском областном художественном музее, и дружили до самой ее смерти. Хранить все полотна в квартире было тяжело, поэтому она согласилась на мое предложение приобрести несколько работ. Знаю, что произведения Любимова хранятся в запасниках нашего музея. Но многие его картины достались наследникам и разошлись в Москве по частным коллекциям.
Автопортрет 1945 года
Владимир Любимов окончил Высший художественный институт в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина), где учился у знаменитых живописцев и педагогов Аркадия Рылова и Кузьмы Петрова-Водкина. Активно участвовал в выставках в Калуге, Туле, Москве и других городах. Стал одним из отцов-основателей Калужского областного отделения Союза художников.
В рядах Советской армии Владимир Любимов прошел всю войну – с 1941 по 1945 год, был награжден боевыми орденами и медалями. Неудивительно, что этот жизненный этап тоже нашел отражение в его творчестве.
Первое представленное нам полотно оказалось автопортретом художника, написанным им в 1945 году. Владимир Любимов изобразил себя в гимнастерке с наградами. В руке он держит кружку с чаем.

Дело в том, что эта работа является эскизом к картине «Встреча с земляком», судьба которой Дмитрию Гирину неизвестна. Возможно, она тоже хранится в чьей-то коллекции. Но есть ее фотография, на которой видно, что Любимов сидит за столом и с улыбкой слушает бородатого мужчину, который что-то увлеченно ему рассказывает. При этом заметно, что количество наград на груди фронтовика прибавилось.

«Непокорённая»
Так художник назвал эту свою картину. Подпись на обороте рамки гласит «Памяти А. Хотеевой, людиновской подпольщицы». В истории людиновского подполья были две героини, подпадающие под эти данные, – сестры Александра и Антонина Хотеевы.
Вместе с другими комсомольцами они добывали данные о расположении и передислокации частей противника, местонахождении штабов, выявляли объекты для бомбежки, совершали диверсии и доставляли сведения в партизанские отряды. Подпольщики взорвали плотину, через которую гитлеровцы перебрасывали солдат, танки, боеприпасы и продовольствие. Сжигали немецкие склады с техникой, ГСМ и материальным имуществом, уничтожили немецкую электростанцию. Переписывали от руки листовки и сводки Совинформбюро и распространяли их среди населения.
Фашисты зверски расправились с подпольщиками. По доносу предателя в конце октября 1942 года Антонина и Александра Хотеевы вместе с другими активными членами подпольной организации были арестованы. После нечеловеческих пыток и истязаний девушек казнили. Место их гибели и захоронения до сих пор неизвестно.
Известно, что у Любимова был еще один вариант этой картины, на котором присутствует немецкий офицер, вальяжно откинувшийся на стуле во время допроса девушки. Но его местонахождение тоже неизвестно.
Алексей ГОРЮНОВ
Фото автора

Газета
Прямая линия












