В алтарном, по выражению главного архитектора Калуги Алексея Комова, пространстве Музея истории космонавтики прошел вернисаж выставки московского художника. Камерная экспозиция вместила в себе графику, шелкографию и даже видеоарт, а все работы оказались проникнуты геополитикой и тяжеловесным духом евразийского визионерства.
Аграрно-космический художник
Первое, что бросается в глаза на выставке, — ее масштаб. Она оказалась какой-то даже слишком компактной и не позволяющей как следует развернуться склонному к крупным темам и формам творцу. Как рассказал сам автор, в Калугу он привез небольшие фрагменты из разных масштабных серий. Изначально он планировал разместиться в двух залах: первый должен быть посвящен земле, а второй — космосу, поскольку Россия, по версии художника, аграрно-космическая держава. Это определение он впоследствии повторит много раз, объясняя его связью цикла земледельческих работ с астрономическими законами и метафорическим взаимным отражением звездного неба и засеянного зернами поля.
Одушевлённый станок
Центральной работой выставки стал красный на золотом фоне портрет Юрия Гагарина, выполненный в технике ручной печати. В авторской интерпретации этот термин приобретает дополнительный смысл, превращаясь в постмодернистскую шутку, поскольку произведения он создает с помощью отпечатков собственных ладоней.
– Таким образом я превращаюсь в одушевленный печатный станок, — говорит Беляев-Гинтовт.
Вообще художник оказался склонен к игре слов. Многие его произведения населяют «звездолеты» - летательные аппараты в форме огромных пятиконечных звезд. Это уже не Дугин, а почти Сорокин или даже Платонов.
Синему здесь не место
Алексей считает себя не живописцем, а графиком, поэтому в его работах минимум цветов. Однако и им не удалось избежать евразийского критического анализа. Больше всего не повезло (или наоборот) синему, который художник считает традиционным геральдическим цветом «морских» держав вроде Великобритании, которые противостоят державам «континентальным», к которым он относит Россию. Соответственно вражескому синему места в работах Беляева-Гинтовта не нашлось.
По обе стороны от портрета первого космонавта художник разместил собственные интерпретации красного и черного квадратов Малевича. В отличие от основателя супрематизма у Гинтовта квадраты не монохромны, а состоят из «сложноорганизованного ритма заполненности и пустоты». Соседство квадратов с Гагариным автор считает вполне логичным, поскольку и первый, и второй уже стали символами и иконами ХХ века.
Безлюдная Москва Гинтовта
Другой заметной работой Гинтовта стало футурологическая видеофантазия на тему Москвы будущего. Вероятно, по версии художника, в будущем в столице будет оседать еще больше денег из регионов, поскольку город на видео почти целиком состоит из каких-то циклопических кристаллических конструкций, огромных куполов-шатров и небоскребов в духе Дубая, а в облаках над Кремлем плывут те самые «звездолеты». И да, людей там нет.
Впрочем, если абстрагироваться от вопросов идеологии, то все эти летающие корабли в форме красных звезд и Гагарин на золотом фоне могут показаться отличным образцом постиронии. Как будто чересчур серьезный соцреализм не заметил (или только сделал вид), как превратился в соц-арт. И тогда появляется возможность посмотреть на работы Беляева-Гинтовта под другим углом. Проделать этот визуальный эксперимент можно в новом здании ГМИК им. К.Э. Циолковского до 27 марта.
Алексей БЕЛЯЕВ - ГИНТОВТ родился в Москве в 1965 г. В 1985 г. окончил Московский архитектурно-строительный техникум, затем продолжил учиться в МАрхИ. Участник Международного евразийского движения. Лауреат Премии Кандинского за 2008 г. в номинации «Проект года». Работы художника находятся во многих музеях, в том числе в Русском музее и Третьяковской галерее, а также в многочисленных частных коллекциях - от Элтона Джона до Рамзана Кадырова.
Евразийство - идеологическое и общественно-политическое движение, для которого центральной является концепция России - Евразии как самобытной цивилизации, объединившей элементы Востока и Запада и при этом отличающейся как от первого, так и от второго.