Это, собственно, то, чего не увидит зритель на спектакле – тонкости, нюансы создания сценического костюма, неимоверно скрупулезный труд художников, а затем и швей. Сотни эскизов делает художник по костюму только к одному персонажу, выверяя каждую деталь, каждую пуговицу, каждую вытачку. О том, как рождаются образы, из чего они делаются, как оживают, может поведать только вот такая выставка.
Убить или возвысить
Театральный костюм — это не просто платьице, камзольчик, шляпка. Это составная всего сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению. Во время работы над спектаклем художник рисует эскизы костюмов, отталкиваясь от идеи режиссерского замысла, стилистического решения будущей постановки и, конечно, от характеристики персонажей. Плохой костюм может «убить» актера, хороший — «поднять», дать ключ к пониманию роли, к раскрытию качеств персонажа. Да и для зрительского восприятия сценический костюм значит немало. Костюм, можно сказать, больше половины успеха постановки.
ГИТИС плюс ИКЦ
Выставка «Прелюдия образа» родилась в результате сотрудничества Инновационного культурного центра и Российского института театрального искусства – ГИТИС при поддержке калужского минкульта. Предварял ее перформанс Инновационного театра балета ИКЦ, придавший загадочности выставленным костюмам и эскизам.
Сама выставка очаровывает с первого взгляда и представленными образами, и полетом творческой мысли художников по костюму, и удивительным исполнением костюмов. Это работы мастерской сценического костюма ГИТИСа, дипломные работы выпускников прошлого года. На открытие приехали художники по сценическому костюму – студенты второго курса института во главе со своими преподавателями – деканом факультета сценографии ГИТИСа Оксаной Акельевой и мастером курса «Сценический костюм» Викторией Хархалуп. Они несколько дней создавали экспозицию в стенах выставочного зала ИКЦ, чтобы потом посетители могли на нее любоваться.
Зрители смогут увидеть эскизы и великолепные костюмы к операм Эдварда Грига «Пер Гюнт», Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе», Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта», Генри Перселла «Дидона и Эней», а также эскизы сценографии спектаклей.
Помощник ректора ГИТИСа по выставочной работе Дмитрий Буткевич, приехавший на открытие, высказал уверенность, что с этой первой художественной выставки театрального института и Инновационного культурного центра начнется наше долгое и плодотворное сотрудничество двух структур.
Культура не может стать на паузу и отстраниться от той миссии, которая на нее возложена. Какое бы время ни стояло на дворе, культура продолжается, возрождается, поворачивается новыми гранями. Для того чтобы увидеть эти перемены, почувствовать эту жизнь, и был открыт ИКЦ.
Фоторепортаж по теме
Фото: Татьяна ПЕТРОВА.