И лекарство в излишке — яд
В нашей нервной системе постоянно происходит множество химических процессов. Ощущение страха и чувство радости, стресс и спокойствие, все наши положительные и отрицательные эмоции, а также накопление энергии и ее трата - все это регулируется особыми веществами. Они вырабатываются внутри человеческого организма. Однако мы мало знаем о том, как именно наши нервные клетки реагируют на различные вещества. Вячеслав Дубынин в своей лекции «Химия мозга: от медиаторов до психоделиков» рассказал о влиянии на человеческий организм биологически активных веществ, в том числе лекарств и наркотиков.Во внешней среде тоже можно найти вещества, которые способны регулировать наши эмоции и влиять на двигательную активность.
С такими веществами человечество знакомо на протяжении всей своей истории - они содержатся во многих растениях. Сейчас они используются во многих знакомых нам лекарствах - обезболивающих, успокоительных, нейролептиках. С их помощью лечат в том числе шизофрению и эпилепсию.
В медицине используются невысокие концентрации таких веществ. В высокой концентрации они могут быть смертельно ядовиты, а в средней - часть из них обладает наркотическим действием и вызывает зависимость.
Механизм зависимости изучен уже достаточно хорошо: грубое вмешательство извне в химическую регуляцию нервных процессов снижает чувствительность организма как к веществу, которое он способен выработать сам, так и к поступающему извне аналогу. Просто снижается количество рецепторов, восприимчивых к определенному веществу.
Аналоги наших собственных регуляторов эмоций могут помочь выбраться из тяжелой депрессии, а могут и привести к ней.
Танцевали — веселились…
Положительные эмоции, вроде чувства удовлетворения и радости, мы испытываем благодаря выработке в нашем организме двух веществ - дофамина и серотонина. Химические аналоги дофамина, амфетамины, — наркотики, дающие положительные эмоции и вызывающие сильное привыкание. Их принято называть «наркотиками дискотек»: кажется, будто они дают больше сил, но на самом деле лишь заставляют организм глубже залезать в собственные резервы. Если начать, а потом прекратить прием этих веществ, нарушается механизм выработки собственного дофамина. Испытывать положительные эмоции самостоятельно организму придется учиться заново.- Агонист нейромедиатора дофамина - амфетамин. Амфетамины прошли долгую историю — их даже старались использовать для похудения. Они дают позитивные эмоции и снижают аппетит, но через 20-30 применений возникает зависимость. После войны они стали первыми спортивными допингами, а в 1960-е годы их признали наркотиками и запретили. После прекращения принятия амфетаминов возникает сильнейшая депрессия, поскольку ломается механизм выработки собственного дофамина, который вызывает у нас положительные эмоции, - рассказал Вячеслав Дубынин.
Боль и галлюцинации
У серотонина кроме положительных эмоций есть и еще одно действие: он притормаживает в нашей нервной системе так называемый «шум» - отсекает множество различных слабых сигналов, возникающих в мозге. При приеме такого наркотика, как ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), действие серотонина прекращается и мозг начинает воспринимать огромное количество этих слабых сигналов. Это часто приводит к галлюцинациям.Таким же действием обладает и псилоцибин. Однако эти наркотики, в отличие от амфетаминов, не гарантируют приятных ощущений: галлюцинации необязательно будут радостными. Опасность галлюциногенных наркотиков в том, что они вызывают серьезные изменения в психике. Наиболее частое из них — тяжелая депрессия, как и после приема амфетаминов.
Однако самую страшную и быструю зависимость среди наркотических веществ вызывает героин, опиоидный наркотик. В человеческом организме есть особые рецепторы, которые называются опиоидными. Они блокируют постоянно возникающие слабые болевые ощущения. Морфин и его производное диацетилморфин, которое сейчас называют героином, действуют примерно так же, но гораздо сильнее, поэтому морфин когда-то использовали в качестве обезболивающего при операциях и серьезных ранениях. Однако он вызывал быстрое привыкание. Героин, который изначально пытались использовать для лечения морфиновой зависимости, вызывает привыкание еще быстрее. Собственные нейромедиаторы не вырабатываются и больше не снимают болевые ощущения. Пытающийся избавиться от зависимости наркоман ощущает сильную боль во всем теле. Это состояние и называют ломкой.

Вячеслав Дубынин:
- Героин - это самый опасный из существующих наркотиков. Однако это не значит, что можно пробовать остальные наркотические вещества. Удержаться на легких наркотиках очень сложно, поскольку их действие снижается из-за снижения количества рецепторов, и в погоне за эйфорией наркоманы переходят на все более опасные для организма вещества.
- Героин - это самый опасный из существующих наркотиков. Однако это не значит, что можно пробовать остальные наркотические вещества. Удержаться на легких наркотиках очень сложно, поскольку их действие снижается из-за снижения количества рецепторов, и в погоне за эйфорией наркоманы переходят на все более опасные для организма вещества.