Роман Сергеевич ЧЕРНОВ – коренной калужанин, 1981 года рождения, из рабочей семьи. Закончил Университет МВД в Туле, работал в системе УМВД и ФСКН (Госнаркоконтроль) Калужской области. С 2011 года в отставке. Женат, воспитывает сына и дочь.
Как всё начиналось
– Роман, как давно существуют частные охранные агентства?
– Я бы сказал с 90-х. Но большинство так называемых ЧОПов тех времен были просто прикрытием. Нередко под маской охранных предприятий выступали преступные группировки, стремящиеся легализовать ношение огнестрельного оружия.
– Сейчас такие тоже есть?
– В Калуге нет. В результате слаженных действий сил правопорядка такие псевдоохранники прекратили свою деятельность.
– Когда начался массовый цивилизованный расцвет охранных предприятий?
– Вместе с массовым и цивилизованным расцветом легальной частной экономики. Раньше монополистом выступала структура УМВД – вневедомственная охрана. А в начале нулевых предприятиям разных форм собственности разрешили привлекать ЧОПы к охране объектов.
– Какие объекты имеются в виду?
– Это материальные объекты любой формы собственности, такие как склады, магазины, территории предприятий, организаций – много чего.
Начиналось с малого - с тревожной кнопки, сигнализации. Потом перешли к постоянной круглосуточной охране объектов. Стоит отметить, что тогда же ЧОПам было разрешено вооруженное сопровождение ценных грузов, инкассация – перевозка и сопровождение денежных средств. Плюс личная охрана – сейчас она даже больше востребована, чем раньше.
Жёсткие требования
– И встал кадровый вопрос?
– Кадровый вопрос на любом предприятии – самый главный. Но сразу скажу: в наших ЧОПах при принятии на работу предпочтение отдается бывшим сотрудникам силовых структур – полиции, специальных подразделений при МВД или других ведомств. Есть и люди после службы в Вооруженных силах, спецподразделениях Минобороны.– Есть ли какое-то специальное обучение работников ЧОПов?
– Обязательно. Причем как с правами на вождение автомобиля – разные категории. Если охранник просто стоит в торговом зале или на пропускном пункте – это одна подготовка, если это мобильная охрана, с правом ношения и применения спецсредств, огнестрельного оружия – это уже более серьезные уровни. Подходят экзаменаторы к кандидатам очень жестко.
– Сколько у нас таких экзаменационных школ или центров подготовки охранников?
– В Калуге таких четыре.– Медкомиссия?
– Обязательная ежегодная, заключение психолога. Обязательная переподготовка. То есть требования к сотрудникам ЧОПов такие же, как и к сотрудникам правоохранительных органов, порою даже жестче. Кроме возраста, конечно.
Как это работает?
– Одна из наших услуг – установка сигнализации в частных квартирах, домах, на дачах, тревожная кнопка у частного лица.– Ну, предположим, сработала сигнализация…
– Наши мобильные группы патрулируют город круглосуточно, ближайшая срывается на вызов. Обычно задерживаем злоумышленника при проникновении в помещение – дом, склад, офис.– А если он оказывает сопротивление?
– Тоже задерживаем. Сопротивление, кстати, оказывают совсем уже опустившиеся лица: хватаются за ножи, кастеты. Кто когда-то был спортсменом – применяет приемы карате или вроде того. Тем самым «накручивают» себе статью с простой кражи до грабежа (кулаками помахал) или разбоя (достал холодное, огнестрельное оружие или приравненное к нему).
«Дикие» налеты, грабежи квартир, офисов, складов, дач, которые под охраной наших структур, практически прекратились.
– Действительно?
– Нападений на объекты с охраной ЧОПов было три или четыре за 12 лет. Все нападавшие задержаны.– Одно время говорили о кражах в супермаркетах. Что чаще всего крадут?
– Алкоголь и шоколад. Причем алкоголь крадут не только опустившиеся пьяницы. Часто это вполне добропорядочные господа и дамы, даже с детскими колясками. Стараются убрать сигнальную маркировку с товара, но не учитывают наличие скрытых камер.
– А шоколад?
– Подростки. Товар недешевый – взять десяток шоколадок, продать за полцены… Глупость, конечно, но глупцов хватает.
Задерживаем очень корректно, наши сотрудники вызывают полицию. Или чаще ее вызывают сотрудники магазина, у них есть тревожная кнопка. Только работники официальных правоохранительных органов могут потребовать предъявить содержимое сумки и, тем более, составить протокол. Если украл меньше, чем на тысячу рублей, – «административка». Вроде мелочь, но неприятно.
На страже порядка
– После реформы МВД в 2011-2012 годах, когда в полиции сократили 25 % сотрудников, нам стали доверять и охрану правопорядка. В дни массовых торжеств и гуляний, при организации концертов с большим стечением публики работаем рука об руку с полицией. Но мы и одеты «по форме», как полиция, единственное – бейджик и надпись на куртке «охрана». За все время привлечения нас к охране массовых мероприятий никаких серьезных, да и несерьезных, инцидентов не было.
Вот уже десять лет мы сопровождаем празднование Дня ВДВ. Все чинно, мирно, ни единой драки или погрома. В прошедшем году привлекались и к праздничным новогодним мероприятиям, и к празднованию 650-летия города. Все прошло мирно и хорошо.
– Что еще?
– Наша повседневная работа – охрана в ресторанах и ночных клубах. Если раньше молодые люди шли туда компанией, на всякий случай готовые дать отпор «чужим», теперь идут просто отдыхать. Наши охранники на входе не пропускают вооруженных, нетрезвых или неадекватных людей, в случае возникновения конфликта между группами отдыхающих нейтрализуют их и передают полиции.
– Бывали опасные случаи?
– Скорее забавные. Когда кто-то пьяный рвется в клуб, размахивая удостоверением чуть ли не Генштаба, с криками: «Да вы знаете, кто я?»
– И что ваши?
– Обычно спрашивают четко: «И кто ты?» Дебоширы теряются. Если не теряются, лезут «показать секретные приемы карате», – скручиваем, передаем полиции.