Что помогает современным сыщикам расследовать дела, приостановленные двадцать, а то и тридцать лет назад? Об этом рассказывает руководитель отдела криминалистики регионального управления СКР Сергей Кузнецов.
Дела давно минувших дней
В категорию преступлений прошлых лет попадают уголовные дела, расследование по которым было приостановлено год, два назад и ранее. Происходит это обычно по двум основным критериям: когда не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, и когда преступник известен, но ему удалось скрыться.Очевидно, что чем хуже обстоят дела с текущей раскрываемостью, тем больше нераскрытых преступлений прошлых лет скапливается в остатке. Такой негативный багаж тяготит следователей не только в плане статистики, но и морально.
Что в багаже?
В нашей области на протяжении последних трёх лет наблюдается стопроцентная раскрываемость основных видов преступлений, подследственных СКР: убийств, случаев причинения тяжкого вреда здоровью и изнасилований. Такие показатели текущей работы позволяют уделить более пристальное внимание расследованию приостановленных в прошлом уголовных дел.Несмотря на постепенное сокращение этого массива, нераскрытых преступлений в нашем регионе хватает. С 60-х годов прошлого века к их числу относят около трёхсот убийств, более двухсот фактов причинения тяжкого вреда здоровью и около ста изнасилований. Наибольшая их часть приходится на времена лихих 90-х и начало 2000-х годов.
Работа по таким «глухарям» – одна из приоритетных задач отдела криминалистики и всего следственного управления в целом. Основной упор делается на тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. В среднем за год удаётся раскрыть порядка сорока преступлений прошлых лет. Так, в текущем году планируется завершить расследование трёх убийств и около десяти изнасилований. Плюс разбои, кражи, мошенничества и другие составы.
В следственном управлении разработан определённый алгоритм: специалист поднимает старое дело из архива, внимательно изучает его. Самое пристальное внимание уделяется двум основным блокам: экспертному и работе со свидетелями. Остановимся на каждом из них поподробнее.
Сергей Кузнецов:
- Общественное мнение оценивает работу Следственного комитета не по раскрытым делам и статистическим показателям за определённый период, а по отсутствию негатива. Мы можем раскрыть тысячу преступлений, и все вокруг будут считать, что это нормально. Но если, не дай бог, не справимся с каким-то одним громким делом, результаты нашей деятельности станут подвергаться критике на протяжении долгого времени. Поэтому мы и стараемся завершить нераскрытые дела прошлых лет и не допускать приостановления по текущим делам.
К сожалению, мы не всесильны, но прикладываем массу усилий для того, чтобы воплотить принцип неотвратимости наказания в жизнь. Любой преступник должен нести ответственность за совершённое деяние независимо от своего статуса и положения.
Повторное исследование улик
Экспертный блок - самый перспективный. 20-30 лет назад уровень развития науки и техники, а как следствие и уровень оснащения экспертов-криминалистов был гораздо ниже современного. В основном работа строилась на человеческом восприятии тех или иных материальных объектов. Сейчас благодаря развитию специальных технологий многие вопросы удаётся решать гораздо проще и с большей эффективностью.Например, геномная лаборатория, которая действует на базе Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Калужской области, позволяет заново исследовать сохранившиеся следы на объектах, когда-то изъятых с мест происшествий, и получить ДНК преступника. Происходит это не всегда, так как биологические следы тоже портятся и разрушаются под воздействием времени. Но в ряде случаев это работает.
А с ДНК преступника на руках найти его гораздо проще - практически при любом расследовании имеется круг лиц, которые обоснованно подозреваются в причастности к совершению преступления. Таких дел в нашем регионе достаточно много. Например, по генотипу удалось раскрыть совершённое в середине 90-х убийство пожилой калужанки в частном доме на улице Никитина. Сбежавший в самоволку солдат проник в чужой дом, убил хозяйку и скрылся. Повторное исследование молотка, которым было совершено убийство, принесло результат. Генотип убийцы совпал с данными конкретного человека, который привлекался в Сибири за другое преступление.
Благодаря ДНК-экспертизе в этом году было раскрыто совершённое в 2004 году в Калуге групповое изнасилование. В деле фигурировала большая компания молодых людей, которые скрылись после совершения преступления. Проведённое геномное исследование позволило установить двух конкретных человек, которые сейчас задержаны и дают показания следствию.
Работа со свидетелями
Свидетель – живой человек, и заставить его дать правдивые показания, если сам он по каким-то причинам этого не хочет, довольно проблематично, особенно когда свидетель состоит в дружеских или родственных отношениях с обвиняемым. Он всегда может о чём-то умолчать, чего-то недоговорить. Но со временем отношения между людьми могут испортиться, человек способен разругаться с бывшими приятелями, его может замучить совесть. Поэтому повторное общение со свидетелями по старым делам тоже приносит результат – люди начинают давать показания.Яркий пример такого случая – расследование давнего убийства в районе перекрёстка улиц Салтыкова-Щедрина и Луначарского в Калуге. Трое преступников беспричинно, потехи ради, напали на случайного прохожего, жестоко избили его и убежали. От полученных травм молодой мужчина скончался. Раскрыть это дело удалось благодаря тому, что через много лет трое соучастников поругались и начали давать показания друг против друга. Определение степени вины и ответственности каждого из них было уже делом техники. Сейчас все трое отбывают заслуженное наказание.
Помощники криминалиста
На вооружении отдела криминалистики сейчас стоит самая разная специальная техника. Цианоакрилатовая камера, например, позволяет выявить отпечатки пальцев на таких сложных поверхностях, где обнаружить и изъять их стандартными методами невозможно. Для этого объект помещается внутрь камеры и окуривается парами цианоакрилата. Оседая на поверхности, это вещество при высыхании фактурно выделяет папиллярный узор на отпечатке, после чего его можно зафиксировать и сфотографировать.По тому же принципу работает нингидриновая камера, которая позволяет находить отпечатки пальцев на бумаге.
Источник экспертного света помогает найти на месте преступления скрытые следы обуви, волокна, пятна крови и другие биологические выделения, в том числе тщательно замытые.
Магнитный плуг поможет разыскать в водоёме выброшенное туда оружие и другие предметы из ферромагнитных сплавов.
Но даже при наличии самой современной техники главным инструментом криминалиста при раскрытии преступлений прошлых лет был и остаётся его интеллект.
Фото из открытых источников.