Сезам, откройся!
- Я тебя сейчас выкину из троллейбуса вместе с телефоном, - «ласково» пообещал водитель, снова открыв внутреннее окошко, когда я фотографировала номер троллейбуса. Пассажиры в салоне испуганно затихли.
- Вообще-то у вас тут «выход» написано, - заметила я, указывая на переднюю дверь.
- Выходят через среднюю и заднюю, а в переднюю только входят. Всё! - рявкнул водитель и с грохотом захлопнул окошко.
Собственно, началась эта история на неделю раньше описанного события, когда я через соцсети обратилась в начальнику УКТ Вадиму Витькову с просьбой разъяснить функцию передней двери. Я вспомнила двухдверные троллейбусы, которые разъезжали по провинциальным калужским улочкам во времена моего детства, и поинтересовалась: когда и почему передняя дверь современных трёхдверных троллейбусов перестала открываться по умолчанию и стала чуть ли не личной дверью водителя? (Разумеется, я говорю о тех маршрутах, на которых ещё работает кондуктор – да, такие ещё есть в городе). Нет, её, эту дверь, изредка открывают. Если попросишь. Или в неё стучится мама с ребёнком или старенькая бабушка. Но далеко не всегда.
Людям, стоящим в передней части троллейбуса, приходится нелегко, особенно в час пик. А главное, все уже воспринимают это как должное и покорно пробираются по головам и ногам от передней двери в центр. Её перестали замечать и воспринимать как дверь.
«Причина проста - есть Типовые правила пользования трамваями и троллейбусами в городах РФ, утверждённые Министерством транспорта РФ.
П 6.2.: «Вход через переднюю дверь разрешается пассажирам с детьми дошкольного возраста, лицам престарелого возраста, беременным женщинам, инвалидам и сотрудникам при исполнении ими служебных обязанностей», - отозвался начальник УКТ, депутат городской Думы Вадим Витьков. - Можно спорить, но, к сожалению, они действующие и обязательны для исполнения всеми соответствующими предприятиями».
Однако ответ вызвал ещё больше вопросов. Первый - откуда данные категории населения могут узнать о своём праве входить в переднюю дверь? Здесь Вадим Витьков отослал меня к Правилам перевозки на сайте УКТ.
Второй вопрос касался того, всем ли разрешён выход из передней двери. На него он ответил уклончиво: «Про выход в правилах ничего нет».
Логично предположить, что если не запрещено, то разрешено. Я в последнее время прошу водителей открыть переднюю дверь, чтобы не протискиваться к выходу в среднюю дверь.
Так же было и в случае, описанном в начале статьи. Я села на остановке «ХХI век» и сразу прошла ближе к кабине водителя, чтобы никому не мешать. Как обычно, ни на одной из остановок водитель переднюю дверь не открыл, хотя среди пассажиров пожилые люди и женщины с детьми составляли абсолютное большинство. У 4-й больницы я оглянулась: людей в проходе было достаточно. Заглянула в кабину водителя, где сидел седовласый мужчина интеллигентного вида, попросила открыть. Сначала он сделал вид, что не замечает, а когда я постучала – открыл окошко и с ходу рявкнул: «Чего тебе надо?» Дальнейшее вы уже знаете. Выходить пришлось на следующей остановке. Через среднюю дверь.
Вечером я села готовить статью. Зашла на официальный сайт УКТ, открыла те самые Правила пользования транспортом, на которые ссылался Вадим Витьков. И в главе «Порядок входа и выхода» прочла: «Вход разрешается после выхода пассажиров через все двери, кроме передней, а ВЫХОД ЧЕРЕЗ ВСЕ ДВЕРИ».
Вот так всё просто. Удивляет только, почему водители троллейбусов и другие сотрудники УКТ с этими правилами не знакомы.
Кстати, по поводу «бескондукторных» маршрутов, работа которых откровенно не согласуется с правилами, начальник УКТ признался: да, нарушение есть. Но, разумеется, только во благо горожан. «Можно было бы избежать этого нарушения только одним способом - вообще не выпускать на линию троллейбусы без кондукторов, тем самым уменьшив и без того невеликое количество троллейбусов в городе», - заявил он.