Испытание нашествием
04.12.2020
Начало: часть 1,часть 2, часть 3
Полки и командиры
Возглавив оборону Калуги в августе 1480 года, как мы полагаем, князь Василий Михайлович оставался в ней или находился где-то поблизости всю осень, пока Угра разделяла два собравшихся на битву огромных воинства. После передислокации основной части русских войск с коломенско-серпуховского участка приокской обороны князь Василий принял командование полком левой руки. Очевидно, калужские ратники по-прежнему состояли у него в подчинении. К ним примкнули алексинцы и, вероятно, отряды служилых татар касимовского «царевича» Данияра, которые по обыкновению располагались на левом фланге русских войск. Скорее всего, тут же находились остатки отрядов воротынских князей.Следует признать, что нам приходится заниматься реконструкцией размещения русских полковых соединений на берегах Угры, опираясь в основном на косвенные данные. Имена многих творцов победы утрачены безвозвратно.
Полк правой руки формально возглавил самый младший брат государя Андрей Меньшой. Его не следует путать с более зрелым тезкой и братом Андреем Горяем, который продолжал вести переговоры с Иваном III и пока еще находился у литовской границы в Великих Луках. Перед смертью отец отписал младшему сыну во владение таежную Вологду, но в последние годы он чаще проживал в Тарусе, подаренной ему Иваном за послушание и верность. Князь слыл неисправимым мотом и безнадежным должником. Несомненно, полковым соединением от его имени командовал более достойный военачальник, имя которого осталось неизвестным.
В центре русских боевых порядков находился так называемый Большой полк, насчитывающий обычно до 40 процентов личного состава всей рати. Полк прикрывал опасные для прорыва ордынской конницы речные броды Угры. Наибольшего внимания требовал самый широкий и легко преодолимый всадниками брод, близ которого теперь расположено село Дворцы. Другим местом, где можно было ожидать прорыва, был брод в излучине Угры у Залидова луга. На противоположном, левом, берегу реки, судя по названию местности, располагался городок Залидов, маловыразительные остатки которого – валы городища у деревни Никола-Ленивец.*
В соответствии с рангом главным полковым соединением номинально руководил наследник престола Иван Молодой. Ему исполнилось 22 года – по тем временам немало, но он совершенно не имел военного опыта. Поэтому историки справедливо полагают, что реальное руководство войсками сосредоточилось в руках многоопытного Даниила Дмитриевича Холмского. В послужном списке князя-воеводы имелись замечательные победы над ханом Ибрагимом Казанским и ратью Новгорода в 1471 году на Шелони. Именно он осуществлял общее руководство полками и при отражении первого нападения Ахмата.
Кроме трех основных полковых соединений в состав войска входили полки сторожевой и передовой. Главный воевода Даниил Холмский, очевидно, использовал их в качестве подвижных соединений, чтобы закрывать возникающие в обороне бреши.
Часть войск, вероятно, весьма немногочисленная, была оттянута к верховьям реки Лужи, где в городке Кременске (Кременце) государь Иван III повелел обустроить себе ставку, считая своим долгом быть ближе к театру боевых действий.
Пушки с берега палят…
Численность русской рати, противостоявшей конной армаде Ахмата, была не меньшей. После передислокации войск на берега Угры полки усиливались за счет постоянно прибывавшего пополнения из городов, расположенных на берегах Волги и Клязьмы. Отдельную рать привел из Твери ее правитель Михаил Борисович, носивший титул великого князя. Русское воинство, однако, состояло в основном из пеших ратников, что ограничивало его возможности. Конники вряд ли составляли более 25 процентов от общего числа воинов.Исследователи склонны указывать на качественное преимущество пехотных подразделений, имевших в распоряжении артиллерию. Увы, пушки, орудийные расчеты и их обслуга, которые все вместе именовались «нарядом», находились в распоряжении воевод Большого полка. Фланговые соединения русских войск пушками не прикрывались. Тем более что орудия были весьма несовершенны и имели незначительную дальность стрельбы. Перезаряжать их было сложно и долго.
Артиллерия могла быть опасна для всадников противника только при стрельбе из-за удобного укрытия или из-за труднопреодолимой водной преграды. Сравнительно неширокая речная полоса Угры как раз для этого подходила, если подступы к орудийным расчетам надежно защищались.
Следует развеять застаревшее предубеждение, что река Угра не была серьезным препятствием для ордынских всадников по причине маловодности. Ныне получены данные о значительных колебаниях климата за последнее тысячелетие. Наступившее в северном полушарии похолодание, результатом которого в средней полосе России явилось постепенное обмеление рек, в ту пору только начало приносить пагубные плоды. Русло Угры было широко настолько, что пущенные степняками стрелы, по свидетельству летописцев, падали на излете на землю противоположного берега, не причиняя вреда.
Фото Георгия ОРЛОВА
и из открытых источников.