30 апреля, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Страна доисторических быков

26.06.2020

2. Странный самолёт

На прошлой неделе мы вкратце рассказали об этой непризнанной стране – Сомалиленде. Сегодня продолжим гулять по ее столице. За оставшиеся полдня после прилета нам нужно было заявить о себе в местное министерство туризма. Это делается просто, через администрацию отеля, который выступает посредником. Только министерство выдает разрешение на посещение Лаас-Гаала – наскальной картинной галереи под открытым небом. Передвижение туристов без вооруженной охраны в Сомалиленде запрещено. Зато по столице можно гулять свободно. 



Улицы Харгейсы

Вот идет женщина. У нее яркий малиновый платок, он покрывает её от головы до пояса, с плечами и руками, как балахон. Под ним чёрное, как уголь, платье, достающее почти до земли, – абайя, традиционная исламская одежда. На голых ступнях – босоножки. Но меня привлекла совсем другая деталь – она в очках. Сколько мы уже прошли, а это первые очки. Оправа элегантная, тонкая, подобрана со вкусом. Кто она? Учительница? Очки могут говорить о достатке и положении в обществе. Сделав два шага, я встречаюсь взглядом ещё с одной женщиной. Она одета во всё чёрное, ведёт за руку мальчишку лет четырёх. Только секунду, не больше, мы смотрим друг на друга. Она отворачивается и смахивает с головы повязку, пришитую к верхней части платка на лбу – никаб, которая падает на лицо, закрывая его целиком. Теперь видны только чёрные жемчужины настороженных глаз.

На улицах тут и там продают кат.

– You will have good erection! – завлекает продавец, увидев иностранца.

Похоже, это то немногое, что он может сказать по-английски. Кат – растение семейства бересклетовых, несколько пучков с небольшими листьями. Их надо жевать, пока свежие. Это наркотик. Здесь он не запрещен. Он тонизирует, снимает усталость, придает сил.

Появляются отделанные синим светопрозрачным пластиком современные многоэтажки – признак центра города. Если учесть, что высотное домостроение в Африке может длиться десятилетиями, в эти офисные здания целенаправленно вкладывались деньги. Вверху тянутся буквы рекламы. Я вижу памятник, который встречал раньше на фотографиях в интернете, – небольшой самолет защитной окраски с белыми звездами в синем круге на хвосте. Неподалеку за столиками люди пьют чай с молоком.


«Никто не забыт…»

Случалось читать, что это памятник независимости. Но зачем сомалийские звезды? Поскольку неграмотность высока, Африка общается рисунками: рыбы, нарисованные на стене, могут означать, что здесь находится рыбный магазин, а ножницы с расческой – парикмахерскую. На постаменте неумелой рукой нарисован человек с автоматом, за ним другой с обрубками рук и ног, лужи крови, взрывы, танк, черные силуэты убитых...

Мне помогла надпись на сомалийском: «Xus oo xususnow». В интернете есть всё. Есть в нем и автопереводчик с сомалийского языка. «Помните событие», выдал он.

Это не памятник независимости. В августе 1980 года, когда прекратилась советская помощь, диктатор Мохаммед Сиад Барре подписал с США соглашение, по которому американцы могли пользоваться портами и военными авиабазами, в том числе в Бербере, – тем, что строили мы. Начался, если языком обыденным, развал страны, если языком социологическим, процесс децентрализации, когда многие регионы заявили об автономии, соглашаясь, однако, оставаться в составе Сомали.

Сомалиленд провозгласил полную независимость в границах своего прежнего Британского протектората. Это произошло 18 мая 1991 года. Новое государство мало кто признал и сейчас. Но за три года до этого, в 1988-м, Сиад Барре отдал приказ бомбить Харгейсу. Сомалиленд был главной опорой оппозиции его режиму. Около 70 процентов города было стерто с лица земли. Вот почему на самолете опознавательные знаки соседнего Сомали. Он несет смерть. Флаг Сомалиленда – зелено-бело-красный триколор с черной звездой в центре. Именно в эти цвета выкрашен человек с автоматом на постаменте. Надпись можно перевести знакомыми нам всем словами: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Всякая идея, которая обретает приставку «пан-», иллюзорна. Панисламизм – доктрина единства мусульман всего мира и их политического объединения. Панславизм – идея объединения всех славян. Пансомализм – еще одно подтверждение. Термин знаком разве африканистам, как и его горячий приверженец Сиад Барре, которого – было время в 1970-х годах – изображали в одном ряду с Марксом и Лениным. Диктатор-объединитель руководил страной 23 года и вынужден был бежать, умер на чужбине.

Вечером, когда стемнело, заметно устав, я, конечно, думал не об этом. Надо было бы попробовать кат, но – как-нибудь в другой раз… Мы вышли и купили арбуз. Он оказался удивительно сладким, нисколько не уступая нашим астраханским, когда они спелые…

Окончание будет!


Фото автора.