Нехватка кадров
Об этом шла речь на региональном форуме «Система психологического сопровождения в образовании: от управления рисками к психологической безопасности обучающихся». В программе – лекции, круглые столы и мастер-классы. В форуме принял участие министр образования и науки региона Александр Аникеев, специалисты психолого-педагогических служб, советники по воспитанию, заместители руководителей образовательных организаций, представители вузов, студенты, гости из Москвы и Брянской области. Специалисты затронули ключевые проблемы, поделились опытом работы.По словам Александра Аникеева, огромное значение в развитии психологической службы оказала реализация в 2019 – 2022 годах федерального проекта «Современная школа». Вместе с тем анализ кадровой ситуации показывает, что укомплектованность школ педагогами-психологами остается неравномерной и недостаточной – в текущем году она составляет 76 процентов (на одного педагога-психолога приходится 354 ученика), в профессиональных образовательных организациях – около 53 процентов (на одного специалиста – 1744 студента). К сожалению, остаются школы, даже городские, в которых нет ни одного педагога-психолога. Министр также отметил, что средняя заработная плата педагогов-психологов примерно на 20 процентов ниже, чем зарплата учителей-предметников. Эту ситуацию тоже необходимо исправлять.
Нацеленность на профилактику
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи есть в Козельском, Кировском, Мещовском, Людиновском районах и Калуге, однако количество их специалистов не обеспечивает потребности в оказании комплексной квалифицированной помощи. Наибольшая потребность – в Обнинске, Дзержинском, Жуковском, Боровском, Малоярославецком районах.По-прежнему в школах есть проблемы, связанные с деструктивным поведением детей и подростков. По данным правоохранительных органов, наблюдается тенденция увеличения числа несовершеннолетних, пытавшихся покончить жизнь самоубийством. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на организацию профилактики со стороны педагогов-психологов, классных руководителей и специалистов по воспитательной работе.
Основная задача – выявление потенциальных источников проблем и профилактика. К сожалению, в школах в большей степени работают на «тушении пожара», когда возникает кризисная ситуация и ее пытаются экстренно устранить.
Приоритетной остается работа с социально уязвимыми категориями школьников, включая детей из семей вынужденных переселенцев из новых российских территорий, Белгородской и Курской областей, из семей участников СВО, ребят с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также детей-мигрантов.
День психолога в России
День психолога в нашей стране отмечается 22 ноября. Он установлен по поручению президента России Владимира Путина постановлением правительства РФ от 10 октября 2023 года. История праздника: 22 ноября 1994 года в Москве состоялся учредительный съезд Российского психологического общества – крупнейшей профессиональной и научной организации психологов в стране. С 2000 года именно в этот день стали отмечать День психолога.ЦИФРЫ
Общее количество специалистов психолого-педагогической службы составляет 1137 человек. По состоянию на 10 ноября этого года – 463 педагога-психолога, 201 социальный педагог, 353 учителя-логопеда, 84 учителя-дефектолога, 36 тьюторов.
В настоящее время в регионе действуют:
• 6 центров, укомплектованных педагогами-психологами, учителями-логопедами (учителями-дефектологами), социальными педагогами;
• 11 психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК, одна – центральная, 10 – территориальных), в текущем году создана новая ПМПК в Козельском районе;
• 65 консультационных пунктов для родителей (законных представителей);
• 450 психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций;
• 91 психологическая служба.
МНЕНИЯ
Сергей КРАВЦОВ, министр просвещения России:
- Современные вызовы диктуют новые запросы на оказание психолого-педагогической помощи различным категориям детей и подростков. Педагог-психолог в союзе с учителями и родителями создает благоприятную и безопасную среду для развития и становления личности, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Оказание доступной и качественной психолого-педагогической помощи – один из важнейших приоритетов нашей работы.Александр АНИКЕЕВ:
- Мы пытаемся искать внешние причины серьезных проблем, связанных с нарушением психики детей, сваливаем все на социальные сети, интернет. Но часто не видим других причин, которые кроются в семейном неблагополучии, межличностных отношениях в школьном коллективе, в одиночестве ребенка. Настоящий классный руководитель должен знать настроение каждого ребенка в классе и контролировать ситуацию. Я призываю всех специалистов-психологов работать в тесной связи с советниками по воспитанию и прежде всего с классными руководителями. Это очень важно!
С 2014 года число педагогов-психологов в образовательных организациях выросло на 183 специалиста, количество социальных педагогов – на 82