27 декабря, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Связка ключей

28.12.2018
Золото на белом, серебро на голубом. Первое впечатление, что здесь, в овраге у деревни Екатериновки Юхновского района, природа строила небольшой Петергоф – пресные и железистые источники, сменяя друг друга, образовали целый каскад. С точки зрения человека, от науки далекого, все предельно допустимые концентрации красоты зашкаливают. А для ученых это настоящая головоломка.
– Уникальное явление. Я работал в разных районах бывшего Советского Союза, но не встречал ничего подобного, – подтвердил Валерий Новиков, главный научный сотрудник национального парка «Угра», его первый директор, кандидат геолого-минералогических наук.
Более 20 лет посвятил он изучению Троица-Екатерининского феномена и, кажется, распутал «связку ключей». Валерий Петрович стал нашим проводником по территории чудес.

Господин коллежский советник и другие

Для нас с фотокором и видео-оператором Владимиром Кормильцевым открытия начались еще в дороге, пока редакционная «Нива» бороздила заснеженные просторы. Впору было открыть рты, когда Валерий Петрович рассказал, что первая публикация о Троица-Екатерининских источниках появилась в 1902 году в газете…. «Калужские губернские ведомости»!
В начале прошлого века усадьбой в деревне Троица в то время Мещовского уезда владел коллежский советник, гласный Калужского губернского Земского собрания Михаил Антонович Брещинский. Скорее всего, в его имение входила и Екатериновка. Он пожелал подробно изучить уникальный природный объект. Для этого пригласил из Московского университета ученого-химика Александра Михайловича Настюкова, который провел первые анализы здешней родниковой воды. Именно ему принадлежит та самая публикация в «Калужских губернских ведомостях» «К вопросу о минеральных водах в Мещовском уезде». Первое и последнее в XX веке полноценное описание источников сделал в 1915 году геолог Виктор Гаврилович Хименков. В 1917-м оно было опубликовано в трудах Российского геологического комитета. Много воды с тех пор утекло в Троица-Екатерининских ключах. От усадьбы Брещинского остались одно полуразрушенное каменное строение и старые деревья, барский дом разобрали несколько лет назад…




- Я первый раз попал сюда в 1995 году. Мы тогда занимались проектированием национального парка «Угра». Очень удивился, что такой объект не попал в категорию памятников природы, и мне захотелось разгадать его загадки. Сейчас это территория НП «Угра», здесь строгий охранный режим, мы проводим мониторинг состояния источников.


Геологический «сэндвич»

Ох, не благодарное это дело описывать красоты природы. Лучше смотрите фотографии и видеосюжет на нашем сайте. Здешние места – находка для тех, кто дружит с фото– и видеокамерой. Рыжие, как лисья шубка, камни под водой, ключи, накрытые бревенчатыми домиками, – ни дать ни взять малогабаритное жилье для водяных и русалок, причудливые сосульки вокруг миниатюрных водопадов – все просится в кадр!
– Володя, Володя! Догоняй нас!
Я перебираюсь по мосткам за Валерием Петровичем к очередному источнику, а Владимир Кормильцев все еще сосредоточенно снимает нежно-зеленые листья под снежной шапкой, каким-то чудом сохранившиеся в ручье.
Валерий Петрович погружает в воду термометр: «Плюс 5,4 градуса! Даже летом температура не бывает выше плюс 7 градусов! Поэтому речка Теча, которую питают эти ключи, такая холодная и чистая».
Всего вдоль склона оврага на протяжении 180 метров расположено полтора десятка источников: железистые пять раз чередуются с пресными – серебристое, золотистое, серебристое, золотистое, серебристое… Чудеса, да и только!
– 20 лет я ломаю над этим голову. В нынешнем году мне повезло невероятно! Разгадку подсказал вот этот ключ на дне ручья. Он появился недавно, – наш ученый гид показывает небольшой фонтанчик, который пузырится и «приплясывает». – Стало понятно, что железистые воды идут под напором из водоносного горизонта, находящегося под землей, а пресные воды вытекают из известняков, которые развиты по бокам оврага. Все источники укладываются в линеечку, высота которой 2,5 метра, не больше. На этом пространстве глинистый водоупор, разделяющий железистые и пресные воды, разорван – в нём возникли так называемые литологические окна. Через них напорные воды прорываются в известняки и выходят на поверхность. А вот почему эти «окна» появились, пока загадка.
Мне представился «сэндвич» с… сыром, «Голландским» или «Маасдамом», там бывают такие большие дырки. Видимо, не случайно. Старые каменоломни на противоположной стороне оврага, где добывали «кудряш» – огромные глыбы известняка, в советское время использовали для охлаждения молока. Бидоны ставили прямо в выработку, заполненную родниковой водой.
Вслед за ключами мы дошли до самой речки Течи. Из-за облаков выглянуло солнце. Все заискрилось. Преобразились даже покрытые инеем репьи. Сквозь солнце тихо шел снег…
– Володя! Володя! Ты еще долго будешь снимать?

Хрупкая красота

Деревня Екатериновка на верху оврага словно сошла с новогодней открытки: крыши в белой глазури, серебристые елки, красные гроздья рябины, которую еще не общипали лесные птицы. При ближайшем рассмотрении все более прозаично. Екатериновка разделила судьбу тысяч российских деревень. Коренных жителей не осталось. Большинство домов принадлежит дачникам. Зимой здесь живут лишь несколько семей.
Увидев дымок из печной трубы, мы решили зайти в гости. Так познакомились с Еленой Николаевной и Анатолием Николаевичем Филиными. Впервые в эти места они попали три десятка лет назад – приезжали в гости, а со временем и совсем осели.
– Родники здесь очень красивые. Меня восхитило, когда один ключ в ручье стал бить фонтаном. Сколько здесь живу, никогда такого не видел, – поделился Анатолий Николаевич.
Профессиональный геодезист Анатолий Филин по просьбе национального парка «Угра» сделал
тахеометрическую съемку родникового оврага и «привязал» все источники к рельефу.
Постепенно в нашу беседу вкрались тревожные нотки. Эти красивые места привлекают людей. И всем нужна вода.
– Сейчас здесь скважин нет, поскольку жители пользуются той водой, которую дает природа. Но водосборная площадь данного горизонта гораздо больше, нежели Екатериновка, десятки и сотни квадратных километров. Что будет, если все вокруг бесконтрольно начнут бурить скважины! – объяснял ситуацию Валерий Новиков. – Мы видим, как истощаются в области запасы подземных вод. Даже у этих источников дебит упал на 50 процентов за 100 лет. 70 литров воды в секунду выделяли они в 1915 году. В 1999 году – уже 45, в этом – всего 35. Раньше было одинаковое количество пресных и железистых ключей, сейчас последние превалируют. Пресной воды изливается в три с половиной раза меньше прежнего.
Национальный парк «Угра» прикладывает все возможные усилия, чтобы спасти эту хрупкую красоту. Грант от центра охраны дикой природы помог этим летом расчистить овраг с родниками у Екатериновки, сделать мостики, видовую площадку. Весной с помощью волонтеров специалисты парка планируют продолжить работы. Так же будет обследован и обустроен для посещения другой минеральный источник на реке Угре – Поповский родник.
На обратном пути мы с Владимиром стали «скромно» напрашиваться: «А нас с собой не возьмете?» Хочется и самим увидеть замечательные места нашего края, и читателей познакомить.



Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА