5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

"Санитары" леса всегда на посту

11.10.2018

Через гирлянды гусениц

- Гусеницы везде – на деревьях, у нас на одежде и головных уборах. Лес, пораженный ивовым шелкопрядом, - зрелище удручающее. Вспышка этого вредителя была зафиксирована в 2015 году в Малоярославецком лесничестве, - поделилась одним из своих самых сильных впечатлений Ольга Миронова, заместитель начальника отдела защиты леса и государственного лесопатологического мониторинга Центра защиты леса Калужской области – Калужского подразделения «Рослесозащиты».
Центр обеспечивает санитарную и радиационную безопасность, контроль семян, саженцев лесных растений на наличие фитопатогенов, заболеваний, вредителей в Калужской и Брянской областях. Он был организован в 1997 году, сейчас один из 43 филиалов «Рослесозащиты». Возглавляет его заслуженный лесовод России Владимир Евсеев. Свыше 40 лет он работает в лесной отрасли.
Что греха таить, все эти «листогрызущие» и «хвоежующие» вредители массе граждан малоинтересны. А вот когда зеленые массивы превращаются в ржавые, а от елок остаются палки, тогда на работу лесопатологов обращают пристальное внимание. Так было, и когда в нашей области выросла численность короеда-типографа. Из-за мелкого жучка (всего-то 5 миллиметров) пострадали сотни гектаров ельников. А как можно оценить здоровье калужских лесов сегодня?
- В 2011 году была вспышка увеличения численности короеда-типографа. Сейчас она стихла, и состояние лесных насаждений в регионе можно определить как удовлетворительное. Тем не менее в наших лесах присутствуют такие заболевания, как корневая губка сосны, ели, смоляной рак. Типограф тоже присутствует. Это наш эндемик. Пока встречаются локальные очаги. Все зависит от погодных условий. Тепло благотворно влияет на данного вредителя. Низовые пожары, виновник которых чаще всего человек, ослабляют деревья, и их заселяют вредители.Последние два года много лесов пострадало от ветра. У елей поверхностная корневая система, и они особенно сильно страдают от сильных ветров. На этих деревьях и «пирует» короед-типограф, - ответила Ольга Николаевна. - Он повреждает в первую очередь ели, поэтому культуру ели надо чередовать с посадками лиственных пород. Бывают старые ели, которые крепки и здоровы, но условия произрастания таковы, что дерево получает много влаги и рядом растут лиственные породы.

Профессионалы

Подвода на лесной дороге. Форсирующий бездонную лужу «уазик». Специалисты, работающие «в поле». Это черно-белые фотографии из архива семьи Смирновых. Ее глава–Сергей Иванович Смирнов руководил 5-й Московской экспедицией Центрального аэрофотолесоустроительного треста Всесоюзного объединения «Лесопроект». Тысячи километров проехал он со своими сотрудниками, обследуя леса в Советском Союзе и за рубежом. Ежегодный объем лесопатологических обследований тогда составлял до 10 млн гектаров. Самый большой приходился на регионы распространения сибирского шелкопряда – Сибирь и Дальний Восток.
Его дочь - Марианна, тогда еще маленькая девочка, разделяла вместе с родителями тяготы экспедиционной жизни. Лесные дороги в итоге привели Смирновых в Калугу. 5-я Московская экспедиция стала основой для Центра защиты леса Калужской области. Сегодня Марианна Сергеевна Котова работает здесь.
Центр может по праву гордиться своими сотрудниками. Среди них специалисты высокой квалификации, удостоенные различных наград, те, кто радеет за зеленое богатство страны.
Кстати, имя ныне покойного Леонида Федоровича Котова, автора книги «О чем поведал Калужский бор», активного борца за экологию, хорошо известно калужанам. Но, возможно, не все знают, что в 90-е годы он возглавлял областную лесопатологическую службу.
На помощь нынешним лесопатологам пришли космические спутники и компьютеры. Программы позволяют анализировать климатические показатели и состав лесного фонда, давать прогнозы вспышек вредителей и болезней леса. Но внимания к мелочам, выносливости в походах и твердости в отстаивании своей позиции профессия требует, как и 80 лет назад.

Ольга Миронова. Как расшифровать «письмена» короеда-типографа




Фото из архива Центра защиты леса Калужской области.