29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

«Исторический» провал?

19.12.2019
    В регионе Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся уже несколько лет и охватывают всё больше и больше школ и учеников. Есть, конечно же, различные точки зрения на счёт этих проверок, и в учительском, и в родительском сообществах по-разному к ним относятся. Но как бы там ни было, сегодня проверочные работы приобретают особое значение. Дело в том, что ВПР с началом реализации в стране нацпроекта «Образование» помогают проводить мониторинг результативности мер, направленных на повышение качества российского образования.

   ВПР - не ЕГЭ

    Ещё раз напомним нашим читателям, для чего проводятся ВПР. Во-первых, школы получают большой объем полезной информации для дальнейшей работы, которой также могут воспользоваться родители для оказания помощи своему ребенку. Во-вторых, результаты ВПР могут использоваться для совершенствования методики преподавания, а также для индивидуальной работы с детьми. Обязательно подчеркнем - результаты Всероссийских проверочных работ не влияют на получение аттестата и на перевод ученика в следующий класс. Почему-то до сих пор некоторые родители и ученики этого не знают и боятся ВПР, как ЕГЭ.

    По данным профильного министерства, в 2019 году результаты ВПР в регионе в основном выше, чем в среднем по стране. Однако по нескольким предметам отмечается некоторый провал. И здесь результаты ниже, чем в среднем по России. Тревогу, в частности, вызывают история (5 класс), обществознание (6 класс), французский язык в 7 классе. Немного снизились и результаты по географии в 11 классе. Остановимся подробнее на этих предметах.

    До 2024 всем регионам предстоит пройти оценку своих систем образования по стандартам международного исследования PISA. Проведение такой оценки позволит получить данные о состоянии системы образования, отследить динамику изменений на пути к решению задачи, поставленной президентом РФ, о вхождении России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Каждый регион по итогам оценки получит аналитический доклад и рекомендации, над чем необходимо работать, чтобы улучшить свои результаты. 

  Нет интереса к общественной жизни

    Проверочные работы по обществознанию в шестых классах в регионе писали около 9 тысяч детей. Тройки получили четверо из десяти, двойки - 7,5 процента школьников. Наибольшие затруднения у детей вызвали задания на определение собственной позиции в общественной жизни, решение типичных задач в области социальных отношений, вполне адекватных возрасту учеников. Шестиклассникам очень трудно разобраться в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп. У многих учеников, к сожалению, практически отсутствует познавательный интерес к изучению общественных дисциплин. Проверочные работы по обществознанию также показали, что детям трудно выполнять несложные практические задания, основанные на реальных ситуациях.

   Учите язык Виктора Гюго

    Анализ результатов по иностранным языкам показывает, что лучше всего семиклассники справились с работой по английскому и немецкому языкам. Из 47 семиклассников, писавших проверочные работы по французскому языку, тройки - у 42 процентов учеников. Почти каждый третий ребенок, и это печально, получил двойку. По мнению методистов, учителям необходимо обратить внимание на проблемные моменты, связанные с произношением, речью. Прежде всего это говорение - монолог на французском языке на основе плана и визуальной информации.

Средний процент выполнения ВПР в регионе за три года (история, 5 класс)
  • 2017 - 56,1%
  • 2018 - 57,9%
  • 2019 - 50,07% 

   Рассуждайте логически

    Специалисты отмечают, что наблюдается снижение качества знаний по истории в 5-х классах. В прошедшем учебном году ВПР по истории в регионе выполняли около 10 тысяч пятиклассников. На тройку написали 40 процентов детей, двойки получили почти 10 процентов участников. То есть каждый десятый, это, конечно же, много. Что же вызвало наибольшие затруднения у пятиклассников? К сожалению, дети плохо умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы и обобщать. Подобные умения, согласитесь, необходимы детям не только по истории, но и по другим школьным предметам.

    В правительстве области, конечно же, обеспокоены данной ситуацией. На прошедшей осенью в КГУ им. К.Э. Циолковского крупной исторической конференции министр образования и науки региона Александр Аникеев признался, что у нас, действительно, есть некоторые проблемы с уровнем подготовки учительских кадров по истории. Здесь, как видится, не должен оставаться в стороне и КГУ. Ведь большинство молодых учителей, приходящих работать в школы, выпускники Калужского государственного университета. Но это уже, как говорится, отдельная тема.

    Рособрнадзор утвердил новую модель проведения Всероссийских проверочных работ в 2020 году. 

    Для учеников 4-7 и 10-11 классов ВПР станут обязательными. 

    При этом писать их школьники будут не в фиксированные даты. Такое гибкое расписание должно помочь решить проблемы с загруженностью учителей, которым приходится одновременно проверять работы в разных параллелях, а также формировать расписание с учетом школьных каникул. Это значит, что школы будут сами назначать точные даты проверочных работ. Следует также отметить, что в 2020 году ВПР впервые будут писать восьмиклассники.