3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Большой брат следит за тобой

13.12.2019
    Площадкой для испытания стала самая большая школа в Обнинске – лицей «Держава», где сегодня учатся без малого две тысячи детей. Разработчики решили, что уж если где и испытывать своё творение, то там, где сложнее всего. И Обнинск снова стал первым. Правда, только в масштабах области. А вот в масштабах страны новшество уже применяют около восьми миллионов пользователей в Казани, Питере и Москве.

   Новая цифровая реальность

    Электронная система, основанная на искусственном интеллекте, аккумулирует в себе огромный объём данных, позволяющих узнавать обо всех перемещениях конкретного школьника в конкретный отрезок времени.

    Уникальность новой системы заключается в том, что она обучена всевозможным сценариям поведения, что позволяет ей отслеживать и даже предугадывать конфликтные ситуации. Система бьёт тревогу, когда обнаруживает, например, слишком резкие движения или бег. Но если учесть, что мы имеем дело с Perpetuum mobile, который на переменах не может не бегать, система будет мигать красным беспрерывно. И тут дежурному учителю, администратору или директору самому, глядя на монитор, придётся определять, насколько реальна или ложна угроза. И в случае необходимости вмешиваться и притормаживать расшалившихся школяров.

    Вместе с тем, система позволяет отслеживать и более серьёзные вещи – дым, кровь, огонь. И даже искусственное загрязнение камеры, что разработчики назвали «саботажем камер», становится поводом для тревоги.

    Каждый ученик, родитель, учитель, гость заносится в систему, которая поможет в дальнейшем определить имена участников и зачинщиков конфликтных ситуаций. А 3D-модель школы не оставляет без внимания ни одного уголка.

    Да и за пределами своей школы ученик тоже остаётся «под колпаком». Родители, установившие на мобильники приложение, могут отслеживать всю траекторию движения своих чад от школы до дома или иного пункта, где им надлежит быть.

   За государственный счёт

    Родители оценивают эту систему слежения чрезвычайно позитивно. Тем более, что внедрение этих технологий не влечёт никаких дыр в семейном бюджете. Образование – это сфера ответственности государства, и оплачивать карту будут за государственный счёт.

    Что получают взрослые от введения таких карт, понятно. А что же получают дети? Разработчики считают, что дети получают лишнюю мотивацию. За успехи в учёбе (а все оценки по каждому предмету тоже вносятся на чип карты) они получают баллы, которые могут потратить либо в том же буфете, либо поучаствовать в более серьёзных партнёрских программах и заработать себе, скажем, айфон.

    Исполнительный директор компании-разработчика «Для самых родных» Александр Кочуров считает, что его продукт поможет вырастить совершенно новое поколение более ответственных и успешных детей. Система помогает снизить детский травматизм, уберечь их от злоумышленников вне школы и дома и даже заглянуть в их будущее. Ведь те оценки, которые дети получают на уроках, дают повод не только подтянуть успеваемость по отдельным дисциплинам. Родители и педагоги смогут спрогнозировать склонности ребёнка к той или иной деятельности.

    - Сегодня создана система, - резюмирует Геннадий Скляр, – которая способна сделать школу самой умной, самой безопасной и бережливой. Пока это только одна школа в области, но мы должны подумать, как распространить эту систему по всем учебным заведениям нашего региона. Вооружённые искусственным интеллектом родители, педагоги, учащиеся становятся действительно одной семьёй. Но тут важно сделать так, чтобы эта тотальная слежка не стала инструментом давления на ребёнка.

   Не переборщить

    И в этом есть своя правда. Если переборщить, можно вызвать у ребёнка обратную, защитную, реакцию. Особенно это характерно для так называемого «опасного возраста». Но есть и ещё одна опасность, о которой не говорят ни разработчики, ни пользователи. Информационная опасность. Места большого скопления информации становятся объектом пристального внимания взломщиков. А «Единая карта ученика» переполнена персональными данными. Учтено всё, вплоть до его рациона. Разумеется, с благими намерениями: диабетику в школьном буфете не продадут шоколадку. Но все мы знаем, куда ведёт дорога, вымощенная благими намерениями.

    Пока детвора «Державы» весело и приветственно машет руками в камеры. Но дети бывают разными - кто-то общительный, кто-то нет, кто-то нараспашку, а кто-то любит побыть «в домике». И вот последним осознание постоянной слежки может нанести больше вреда, чем пользы. От обычного недоверия до паранойи.

    С помощью «Единой карты школьника» учащиеся могут выписывать себе необходимые книги в библиотеке. Депутат Госдумы Геннадий Скляр, который решил испытать на себе все прелести нововведения, на время визита в «Державу» стал её виртуальным учеником. Ему выдали «Единую карту обнинского школьника», и с ней он погрузился в атмосферу новой цифровой реальности.

    - Вот, кстати, в Норвегии очень интересно устроена маркировка книг, – делится он своим опытом. – Мы-то весь медийный продукт маркируем по возрасту: +16, +12. А там – по настроению – книги для грусти, книги для размышлений и так далее. Вот нам тоже не помешало бы взять это на вооружение. 

Фото: Антон БОГУН.