29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Горючие слёзы

04.12.2019
Не всех, конечно: в поселке Мятлево на трассе есть автозаправочная станция. Но водителям из районного центра и ряда прилегающих к нему сел и деревень добираться до этой точки, чтобы запастись топливом, далеко и крайне невыгодно.

На въезде в Износки можно видеть печальное зрелище. Заправочная станция совсем заброшена: обветшалые колонки, из которых давно не подавалось топливо, касса с надписью «не работает» и застывшая на табло цена в 36 рублей на дизельное топливо. Время от времени площадка используется водителями крупногабаритного транспорта в качестве стоянки…

Одна на всех

АЗС в Мятлеве – одна-единственная на весь район и ближайшая к удаленному от федеральной трассы райцентру. Чтобы заправиться, водители из Износок проделывают путь в 60 километров в обе стороны. А для жителей некоторых отдаленных деревень эта дорога составляет и более сотни километров. Вот и получается: пока туда-обратно ездили, весь бензин опять прокатали. Особенно трудно приходится в зимнее время, когда расход горючего увеличивается в разы. «Выход», конечно, есть - нарушая все законы и нормы, перевозить и хранить топливо в бочках, канистрах. Именно так и поступают находчивые местные жители, а вот гостям райцентра приходится объяснять, что заправить железного коня у нас, к сожалению, негде.

Режим энергосбережения

В таком режиме износковцы живут около 5 лет. Уже как-то и привыкли, что думать, где заправиться, нужно заранее, а при возможности запастись бензином впрок. Хотя многие автовладельцы рассказывают, что зачастую добираются до Мятлева, что называется, «на последнем издыхании», когда на табло в машине давно горит «красная кнопка», или просят знакомых подбросить топлива.

Правда, за это время в районе были попытки ввести в эксплуатацию заправочную станцию, но они не увенчались успехом. Заправка открывалась и закрывалась несколько раз. А за последние два года попыток ее восстановления и вовсе не было.

Сегодня транспорт далеко не роскошь, а лишь средство передвижения. Только в одних Износках проживает порядка двух тысяч человек - автомобиль имеется практически в каждом дворе. А также у многих сельчан есть трактора, мотоблоки, триммеры, и вся эта техника тоже требует заправки. Что говорить, весь Износковский район базируется на сельском хозяйстве. Местные жители держат личные подворья, есть много крупных фермерских хозяйств. А возможности заправлять технику для проведения сельхозработ у людей нет.

Конечно, больше всего в сложившейся ситуации страдают частные автовладельцы и индивидуальные предприниматели. Для многих государственных учреждений место, где будет заправляться обслуживающий их транспорт, по закону определяют торги. Так, например, школьные автобусы, скорая помощь и многие другие машины заправляются лишь на той АЗС, с которой у них заключен договор. Но что мешало бы местной автозаправочной станции (если бы она существовала) предлагать свои услуги и точно так же участвовать в аукционе, как и другие АЗС?

Пути решения

Почему сложилась такая ситуация и когда в райцентре будет возможность без проблем заправлять автомобили, мы поинтересовались у главы администрации района Владимира Леонова. Он подтвердил, что отсутствие заправки – это одна из злободневных проблем и первостепенных задач, решение которых стоит перед администрацией района. Но решить ее без привлечения частных предпринимателей и частных капиталов району крайне тяжело.

Взять на себя финансирование и содержание заправки за счет средств бюджета район пока что не может, и к тому же это не совсем его функция. А предпринимателя, который бы взял на себя эту обязанность, нет, потому что число транспорта в районе не позволяет прийти бизнесу. Чего нельзя сказать о заправке на трассе, где проходимость машин большая, что обеспечивает достаточно крупной прибылью предприятие, которое ее содержит. Получается, что одна- единственная на целый ряд населенных пунктов АЗС в Износках нерентабельна.

От редакции

«Рынок регулирует себя сам» - это один из основных постулатов монетаризма. Если следовать этой популярной теории, то естественные процессы никогда не позволят произойти каким-то катаклизмам. Все само выровняется и все будут довольны – и покупатели, и продавцы. А государство не должно вмешиваться. 

На деле же картина вырисовывается совсем не идеальная. Взять хотя бы вышеописанную ситуацию. Износковский район – далеко не единственный, где автолюбители испытывают проблемы с отсутствием топлива. Такова участь жителей всех населенных пунктов, расположенных далеко от оживленных трасс, где строить автозаправки невыгодно.

Видимо монетаристы в своей теории учли не все. Что делать, если потенциальные покупатели очень нуждаются в товаре, но клиентов этих мало и предприниматели не хотят к ним идти? 

Возможно, это та ситуация, где власть должна вмешаться. Принудить бизнес, конечно, никто не имеет права. Но может, стоит рассмотреть на федеральном уровне вопрос о мерах поддержки тех предпринимателей, кто возьмется работать себе в ущерб, но на благо населения? Тем более что мы позиционируем себя социально ориентированным государством.

Бизнесменам тоже не стоит забывать о социальной ответственности. Если работаешь на какой-то территории, то, будь добр, приноси пользу окружающим людям и обществу. Например, чтобы обеспечить население мобильной связью, некоторые крупные сотовые операторы нашли возможность поставить свои вышки в глухих местах, хотя это им экономически невыгодно. Не разорились, зато заработали доверие и уважение. Почему бы так же не поступать и крупным владельцам сети автозаправок?


Фото автора.
Владимир Леонов.:

Принимаются все меры по привлечению инвестора в район. Мы обращались и в министерство экономического развития области, и в министерство конкурентной политики. К нам направлялись представители компаний «Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть». Но после проведения экономического анализа эти крупные компании отказывались от строительства и содержания заправки. Поэтому ищем другие пути. Мы даже думаем предприятие по АЗС создать на базе коммунального хозяйства.