4 мая, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Купание красных коней. Не Водкин

29.11.2019
    Ее название «Хлудневская игрушка: история с продолжением. Новая жизнь в XXI веке» обещает посетителям не только и не столько знакомство с историческим народным промыслом региона, сколько развитие его в современном мире, новые грани и новое видение.  

    Здесь соседствует и старая техника Хлуднева, и ее преображение, перевоплощение в современный образ. Он более пластичный, не такой уже примитивный, а с каким-то хитрым подтекстом. Даже краски ярче, потому что новым мастерам не приходится растирать самим листики и ягодки для получения красителя, у них теперь есть современные краски. Барыньки хлудневские стали более кокетливыми, мамки с детьми смотрятся деловитее, а дед Мазай с ворохом спасенных зайцев – прямо герой-эколог. Такое перевоплощение, впрочем, едва заметное, не случайно. Оно происходит от впечатлений и опыта жизни творцов, попросту тех, кто лепит эти фигурки. Присмотритесь и вы увидите, что баба с детьми в обеих руках и у юбки, которая вылеплена до 80-х, это женщина, предназначение которой вести домашнее хозяйство и рожать детей. Сегодняшняя многодетная глиняная мамаша – это деловая женщина, безусловно, чадолюбивая, но она не будет ходить целый день, обвешанная детьми, как елка гирляндой, и весь ее вид дает это понять. Вернее, это дает нам понять мастерица, у которой уже совсем другие взгляды на жизнь, нежели у ее родителей и бабушек.

    Более двухсот лет существует в деревне Хлуднево Думиничского района области народный художественный промысел традиционной керамики. Хлудневский промысел общепризнан и является объектом нематериального культурного наследия РФ. 

    И все-таки выставка глиняной игрушки – это прежде всего детство и сказка. Теплая, душевная глина создана для игрушек и домашней утвари. Она хранит энергию рук, сотворивших из нее нечто и потом прикасающихся к ней, служит оберегом. Не случайно к керамике, лепке тянутся и дети, и взрослые, и занятие это, как говорится, всем возрастам покорно. И знаете, какую удивительную странность я заметила? Почти невозможно, глядя на многочисленных коников, козлов, коров, сказать, лепил их ребенок или взрослый. Это особенность народной игрушки, наверное, когда ее лепили не художники, а простые люди без специального образования. И это выглядит мило и очень подкупает.



    На выставке представлены как работы опытных керамистов - Татьяны Полубинской и Карины Саитовой, не понаслышке знакомых с промыслом, так и любителей, в числе коих и множество детей, занимающихся в студии керамики ИКЦ и только еще постигающих азы керамического мастерства и собственно хлудневской игрушки.

    Центральной стала композиция из отдельных предметов, выполненных студентами колледжа культуры и детьми, - «Купание красных коней». Конечно, сразу вспоминается картина известного дореволюционного художника Кузьмы Петрова-Водкина с животным огненного цвета. Мотивы ее в керамике не менее эффектны. Череда красных глиняных коней идет на водопой, во главе табуна – мальчишки, облепившие голыми телами разгоряченные лоснящиеся спины животных. Конечно, как и у автора знаменитой картины, здесь тоже все символично: красный – цвет жизни и возрождения. Чего? Может быть, хлудневской игрушки в новом ее образе? Есть у композиции отсыл и в сказку, и в иконопись. Но главное в том, что связь времен восстановлена и продолжается: старинное хлудневское мастерство уверенно чувствует себя в современном мире и притягивает и зрелых, и юных.

Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН.